1. Создание положительного эмоционального фона, доброжелательных и доверительных отношений между детьми и педагогом (см.
2. Использование занимательных аналогов.
Пример 1.
Объект лепки сравнивается с аналогичными натуральными предметами (либо их изображениями). Например: фрукты, овощи, цветы, деревья и т.д.
Сначала выделяются общие признаки натуральных предметов, выявляется их наличие в объектах лепки.
Пример 2.
Сопоставление порядка создания натуральных объектов с порядком лепки изделия.
Например, дети знакомятся с порядком возведения сельского дома: сначала ставят фундамент, затем из брусьев собирают стены, сверху возводят крышу, в стену вставляют окна. Рассказ сопровождается показом возведения дома с помощью деталей макета.
Затем дети составляют по аналогии план лепки дома.
Или при составлении панно «Деревенька моя» рассматривается порядок освоения сельского участка: сначала строится дом, затем возводится сад, и клумбы украшаются цветами. По аналогии составляется план работы над панно.
Данный прием способствует лучшему восприятию наблюдаемых объектов, развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
3. Применение наглядности.
4. Создание ситуации успеха.
С этой целью:
- ставятся наводящие вопросы, где нет прямой подсказки;
- осуществляется подбор индивидуальных вспомогательных средств, позволяющих детям, испытывающим трудности в учебе, работать вместе со всеми;
- не допускаются сравнения достижений учащихся друг с другом;
- используются индивидуальные нормы оценки (достижения рассматриваются в сопоставлении с их же предшествующими достижениями);
- для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный стандарт качества;
- используются преимущественно развернутые описательные виды оценки;
- взаимодополняются оценка учителя и самооценка ученика;
- при обсуждении успехов ученика обращается внимание на изменчивые факторы (усилие, старание, настроение, терпение, организованность), т.е. все то, что ребенок способен изменить в себе сам;
- при обсуждении причин неудач не затрагиваются внутренние стабильные факторы (характер, уровень способностей - то, что ребенок изменить не может), внешние изменчивые факторы (удача и везение) и внешние стабильные факторы (социальные условия, окружающие люди с их особенностями).
Формы и виды внеклассной работы
Основания к выделению форм внеклассной работы. Общеобразовательная школа накопила большой опыт внеклассной работы по биологии, который отражен в специальных методических изданиях, а также в главах общих и частных методик обучения биологии. В некоторых из них наряду с раскрытием содержания и организ ...
Виды игр при обучении экономике
Ролевая игра как стратегия обучения дает возможность оформления учебного процесса в виде игровой деятельности и имитации конфликтных ситуаций из жизни общества. Особый дидактико-методический интерес к ролевой игре обусловлен предположением, что существует прямая связь между ролевой игрой и жизненны ...
Понятие алгоритмической культуры школьников
Первой программой школьного курса «Основы информатики и вычислительной техники» (1985 г.) формирование алгоритмической культуры определялось как одна из нормативных целей обучения информатике. Было раскрыто содержание и выделены основные компоненты данного понятия (М.П.Лапчик): 1. Понятие алгоритма ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.