Образование » Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рисовании непредметных образов » Понятие творчества

Понятие творчества

Страница 1

В психолого-педагогической литературе значение творчества в педагогической деятельности - неоспоримый факт.

При характеристике данного феномена следует ориентироваться на устоявшееся в литературе понимание творчества в широком и узком смысле. "Творчество - в прямом смысле - есть созидание нового." Но понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле "творчество - условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности.", - говорится в статье Ф. Батюшкова "Творчество" (1901), процитированной в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона.

Эта характеристика творчества имеет глубокий психологический смысл: личностный и процессуальный. Во-первых, творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Во-вторых, изучение этих свойств личности указывает на важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Вместе с тем отсутствие научной дифференциации феноменологии творчества приводит к тому, что определение "творческий" становится применимо почти к любому процессу деятельности, кроме узкого круга крайне автоматизированных действий. Распространенные определения данного понятия, согласно Д.Б. Богоявленской, не отражают в полной мере сущностную характеристику творчества. Как отмечает автор, не только в обыденном сознании, но и в научной литературе широко распространено определение творчества не по процессуальной стороне - механизму, а по результату - продукту (созданию нового). Однако "определение творчества по критерию создания нового - это определение творчества по его феноменологии, лишь по его проявлению".

Расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное, она может выступать в любой сфере человеческой деятельности. Согласно, Я.А. Пономареву творчество в самом широком смысле - взаимодействие, ведущее к развитию.

Д.Б. Богоявленская (2001) и другие ученые в широком контексте определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний.

Согласно, В.М. Бехтереву творчество следует рассматривать и с рефлексологической точки зрения как "созидание чего-либо нового" в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта.

Не менее важен аксиологический аспект. Так, Д.Б. Богоявленская солидарна с М.М. Бахтиным, представителем гуманитарного подхода, который утверждал, что творчество не сводится к технике делания, а является духовно-нравственным зарядом к действию

Способность личности к ситуативно не стимулированной продуктивной деятельности - это не просто проявление абстрактного познавательного интереса, а нравственная интенция. Однако, несмотря на, казалось бы, гуманитарный аспект анализа проблемы, он позволяет рассматривать описанный процесс в качестве непосредственного операционального "психологического наполнения" понятий творчества и одаренности.

"Творческий", по мнению Д.Б. Богоявленской, более широкий термин, нежели термин "креативный". Вместе с тем креативность - это не то же самое, что высокий уровень интеллекта.

Психологи гуманистического направления считали, что первоначальный источник творчества - мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по А. Маслоу - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

Ряд исследователей полагают, что для творчества необходима мотивация достижений, другие считают, что она блокирует творческий процесс. Так, A. M. Матюшкин (1993) в поддержку первого из названных выше тезисов на основе эмпирических данных делает вывод о преобладании в нашей стране среди творческих работников не мотивации роста (познавательной и самоактуализации), а именно мотивации достижений.

Некоторые отечественные ученые придерживаются мнения, что творчество всегда жестко связано с определенным видом деятельности. Словом, нельзя говорить о творчестве вообще, есть художественное творчество, научное творчество, техническое творчество и другие виды. Другие специалисты, напротив, утверждают, что природа творчества едина, способность к творчеству универсальна.

Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её необходимое, существенное, неотъемлемое свойство. Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Определение выразительности движений
Еще в античном мире танцы, физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений. Большое влияние на развитие музыкально-двигательной культуры оказала система Франсуа Дельсарта, который пытался установить определенную взаимосвязь между эмоциональны ...

Анализ результатов сформированности развития фонематического слуха
По окончании формирующего исследования нами были обработаны полученные данные. Полученный нами результат свидетельствует о положительной динамике в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией, это можно проследить по данным таблицы 2.2 Таблица 2.2 Сформированно ...

Анализ опыта работы учителей начальных классов по использованию игровых технологий
Изучая опыт работы учителей начальных классов по использованию игровых технологий мы выяснили тот факт, что в основном используются такие виды игр, как: дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, по мнению педагогов, наряду с други ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru