Образование » Работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях детского сада » Выявление уровня агрессивности у дошкольников

Выявление уровня агрессивности у дошкольников

Страница 1

Наше экспериментальное исследование проходило с целью изучения влияния работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада на уровень их агрессивности.

Исследование проводилось в три этапа:

На этапе констатирующего эксперимента определялся объект, предмет, цель и задачи эксперимента, проводилась констатирующая психодиагностика респондентов экспериментальной и контрольной групп. Психодиагностика была направлена на выявление уровня агрессивности дошкольников.

На этапе формирующего эксперимента была разработана и апробирована в экспериментальной группе программа работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

На этапе констатирующего эксперимента была проведена повторная психодиагностика дошкольников экспериментальной и контрольной групп, с целью выявления динамики результатов исследования по итогам реализации программы.

Исследование проводилось на опытно экспериментальной базе МАДОУ ДС КВ "Золотой Петушок" г Новый Уренгой. В исследовании принимали участие дошкольники двух старших групп в возрасте 5-6 лет в количестве 30 человек, из которых 15 детей старшей группы "Незабудка" составили экспериментальную группу и 15 детей группы "Смородинка" составили контрольную группу. Состав экспериментальной и контрольной группы представлен в приложении 1.

В ходе исследования использовались такие методы исследования, как наблюдение, беседа, а также психодиагностические методики: модификация Н.В. Тарабриной детского варианта рисуночного теста С. Розенцвейга, тест "Рисунок человека", разработанный К. Маховером на основе теста Ф. Гудинаф и проективная методика Е.О. Смирновой "Картинки".

Одна из наиболее простых по процедуре проведения, но позволяющих получить достаточно информации о личностных особенностях ребенка является методика "Рисунок человека" разработанная К. Маховером на основе теста Ф. Гудинафи и модифицированная А.Л. Венгером.

На основе интерпретации характера прорисовки фигуры человека и отдельных ее частей можно выявить некоторые общие тенденции в развитии личности ребенка, определить в общих чертах его трудности, конфликты, эмоциональный фон. При этом необходимо подчеркнуть, что данная методика не позволяет получить исчерпывающего психологического портрета ребенка, и ее результаты должны быть дополнены и уточнены данными других методик.

Инструкция задания методики "Рисунок человека" весьма проста - "нарисуй человека". Ребенок выполняет рисунок простым, твердым карандашом.

После того, как ребенок закончил рисовать, целесообразно попросить его рассказать о нарисованном им "человеке" (специально выделяя интересующую нас сферу общения и взаимоотношений). Можно задавать любые вопросы (при условии, что с ребенком установлен эмоционально близкий контакт) по интересующей проблеме, только они должны быть не прямыми ("с кем он дружит?", "у него много друзей?", "он дерется?" и т.п.), а косвенными ("как ты думаешь,.?", "как тебе кажется,.?" и т.п.). С учетом специфики дошкольников, вопросы лучше также задавать в альтернативной форме: "как ты думаешь, он с кем-нибудь дружит или нет?", как тебе кажется, он любит драться или нет?" и т.п.

Необходимо подчеркнуть, что проективные возможности методики ограничены возрастом детей (ее не целесообразно применять как проективную методику на детях младше 5 лет).

Рисунок человека интерпретируется по шкалам: представление о себе, коммуникабельность, тревожность, агрессивность, межличностные отношения, образ тела, полоролевая идентичность, патология развития, интеллект.

Методика "Агрессивность" Н.В. Тарабриной является модификацией детского варианта рисуночного теста С. Розенцвейга и предназначена для оценки степени развитости у ребенка черты личности "агрессивность", понимаемой как не вызванная объективными обстоятельствами и необходимостью тенденция враждебно реагировать на большинство высказываний, действий и поступков окружающих людей.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Методы стимулирования и мотивации деятельности
Мотивация деятельности связана с ее стимулированием. Стимулировать - побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. Деятельность дает качественные результаты личности имеющей сильные, глубокие, яркие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать ...

Игра как подготовка к школе
Полезны игры разные. Даже “несерьезные” игры: в “больницу”, “дочки-матери”, “школу”. Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему повед ...

Деловая игра "Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья"
Цель игры - ознакомление участников со структурой рационального потребительского бюджета семьи, практическое закрепление навыков распределения поступивших доходов, сведение баланса доходов и расходов; формирование умений коллективного обсуждения сложной информации и принятия решений в ограниченное ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru