Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, социологов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
За рубежом проблему агрессии и агрессивности изучали А. Бандура, И. Беркович, К. Лоренц, Г. Салливан, Б. Скиннер, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Халл, К. Хорни, К. Юнг. Агрессивное поведение человека и его особенности у детей на разных возрастных этапах активно изучалось в России. Написано немало интересных статей и монографий о природе, происхождении и формах проявления агрессивного поведения детей такими авторами, как С.А. Беличева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, С.Л. Рубейнштейн, Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева, Д.Б. Эльконин и многими другими.
Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с работой социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада остаются практически не изученными.
В связи с этим у нас сложилось противоречие между возросшей необходимостью работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада и недостаточной методической и практической обеспеченностью данного вопроса в деятельности социального педагога.
Это определило выбор проблемы исследования: каковы возможности работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада?
Цель исследования: изучить возможности работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Объект исследования: профессиональная деятельность социального педагога.
Предмет исследования: работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Гипотеза исследования: целенаправленная работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста позволяет снизить уровень агрессивного поведения, снять негативные психические состояния, повысить уровень самоуважения и уверенности в себе, сформировать коммуникативные умения и навыки.
Для достижения цели и проверки гипотезы нами решались следующие задачи исследования:
1) раскрыть теоретические подходы к проблеме агрессивного поведения и рассмотреть причины и факторы, приводящие к агрессивному поведению у детей дошкольного возраста;
социальный педагог агрессивное поведение
2) изучить возможности работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада;
3) выявить уровень агрессивности дошкольников;
4) разработать, апробировать программу по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада и отследить динамику ее результативности.
Методологическую основу исследования составили положения теории о деятельностно-личностном подходе к исследованию социально-психологических феноменов поведения человека; теория о природной и социальной сущности развития психики.
Теоретическую основу исследования составили подходы к рассмотрению агрессивного поведения личности в трудах А. Басса, К Лоренца, З. Фрейда, Э. Фромма и др.; теоретические позиции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубийнштейна о специфике психологического развития агрессивного поведения у детей дошкольного возраста; обусловленности методов работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях детского сада в работах Е.О. Смирновой, Г.Р. Хузеевой.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
эмпирические: наблюдение, беседа, а также психодиагностические методики: модификация Н.В. Тарабриной детского варианта рисуночного теста С. Розенцвейга и тест "Рисунок человека", разработанный К. Маховером на основе теста Ф. Гудинаф, проективная методика Е.О. Смирновой "Картинки";
методы математической и статистической обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования МАДОУ ДС КВ "Золотой Петушок" г Новый Уренгой. В эксперименте приняли участие 30 дошкольников из 2 старших групп в возрасте 5-6 лет, из которых 14 мальчиков и 16 девочек.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем отражены основные теоретические подходы к проблеме агрессивного поведения дошкольников, причины и факторы возникновения и особенности проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста; выявлены возможности работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения дошкольников в условиях детского сада.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлен уровень агрессивности дошкольников, разработана, апробирована программа работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста и отслежена динамика ее результативности.
Кроме того, материалы проведенного исследования и разработанная программа могут быть использованы для практического применения в работе социального педагога, психолога, педагогов дошкольных образовательных учреждений для профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального вкуса молодежи
Одной из приоритетных задач, которую ставит перед собой коллектив мбу кдо «праздник» является создание условий для организации экспериментальной базы развития всей сферы досуга. поэтому, приступая в январе 2010 г. к планированию видов деятельности, мбу дко организовал многоаспектный анализ досуговы ...
Методы педагогического оптимизирования
Педагогическое оптимизирование включает в себя определение и избрание оптимальных методов воспитания в целостном воспитательном процессе. Закономерности и зависимости, которые помогают установить оптимальный выбор методов воспитания, представляют собой структуру, на первом месте в которой находится ...
Методические рекомендации по развитию музыкального вкуса молодежи
Опытно-экспериментальная работа МБУ КДО «Праздник» по развитию музыкального вкуса молодежи позволила получить не только положительную динамику изменения уровня сформированности музыкального вкуса молодежи, но и сформулировать основные тезисы методических рекомендаций, по использованию опыта работы ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.