Одной из индивидных психологических особенностей человека латеральная организация распределения психических функций между правым и левым полушариями. Эта особенность получила название функциональная асимметрия головного мозга.
Функциональная асимметрия и специализация полушарий – уникальная особенность мозга человека, возникшая в антропогенезе в связи с появлением речи и праворукости.
Однако во всем живом мире наблюдается асимметрия в разных ее проявлениях – тропизмах, направлении завертывания клеточной спирали и т.д. В биологии используют понятие «лапость», и наблюдения показывают, что и у млекопитающих также все парные органы имеют ту или иную степень асимметрии, существуют доминирующие и подчиненные конечности, причем наиболее отчетливые отличия наблюдаются в височной области. Так, было показано, что у шимпанзе и макаки-резуса длина сильвиевой борозды в левом полушарии больше, чем в правом. Московским Институтом мозга АМН СССР специально изучался вопрос о «структурных предпосылках» межполушарной асимметрии мозга человека. Еще в 30–40-е годы сотрудники этого института Е.П. Коновалова, И.А. Станкевич, С.М. Блинков и другие обнаружили структурные различия полей правого и левого полушарий.
Отмечена связь «психологических особенностей» личности с «особенностями индивидуального протекания процессов на вегетативном и биохимическом уровнях». И это не случайно, поскольку психическая деятельность обеспечивается функционированием целостного организма, работой всех его систем. Индивидуальный профиль и выраженность функциональной асимметрии человека выступают как весьма подвижная характеристика, определяющаяся как врожденными биологическими склонностями организма, так и социальными факторами; она отражается на качестве и эффективности деятельности субъекта, но и содержание последней сказывается на степени выраженности асимметрий. О том, что человек асимметричен в психике, говорят исследования, в которых с точки зрения теории симметрии рассматриваются произведения литературы, искусства, архитектуры, науки и так далее, то есть всего того, что представляет собой результат психической деятельности человека и хранит в себе особенности, неповторимую индивидуальность психических возможностей своих создателей. Эти творения изучаются, как и все внешние, существующие независимо от человека объекты. Например, с таких позиций рассматриваются стихотворные размеры, ритм.
Большой интерес в последнее время вызывают особенности восприятия продуктов творчества с позиций функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Многие исследователи акцентируют внимание на том, что наиболее высокие результаты достигаются в случаях, когда оба полушария функционируют максимально эффективно. К примеру, Д. Леви в отношении высокоодаренных музыкантов считает, что «чем больше талант, тем более билатерально распределены способности».
Не следует, однако, упускать из вида, что не только правое и левое полушария функционально тесно взаимосвязаны, – субъект, человек действует как единая, целостная личность.
Развитие речи ребенка на 6 году жизни
У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание карти ...
Понятие общего недоразвития речи в историческом и современном аспектах
В специальной отечественной и зарубежной литературе неоднократно отмечалось, что у значительной части детей старшего дошкольного возраста имеются отклонения от нормы в речевом развитии. Об этом говорится в работах Р.М. Босксис, Л.С. Волковой, В.К.Воробьевой, К.М. Гриншпуна, Н.С. Жуковой, Г.А. Каше, ...
Индивидуальные и возрастные характеристики внимания
Прежде чем приступить к практическому исследованию методик диагностики внимания школьников отметим ряд важных моментов, так например одним из определений внимания в психологии является предложенное Н.Ф.Добрыниным понимание внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности чел ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.