Образование » Эмпирическое исследование социальной адаптации детей с доминантным правым полушарием в младших классах средней школы

Эмпирическое исследование социальной адаптации детей с доминантным правым полушарием в младших классах средней школы

Младший школьный возраст является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств, но уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, приобретая другую логику мышления. Значимой деятельность для ребенка является учение. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Эта перестройка называется «школьной адаптацией». В последние годы термин «школьная адаптация» стал использоваться для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе.

Но кроме адаптации к школе, существует и адаптация в обществе, а именно социальная адаптация. Это понятие определяет и постоянный процесс активного приспособления индивида а условиям социальной среды, и самый результат этого процесса. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли, что обуславливает отнесение социальной адаптации к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности. При образовании неадекватных механизмов приспособления говорят о дезадаптации.

Существует мнение, что главными причинами дезадаптации ребенка в младших классах являются связь с характером семейного воспитания и отношению к ним учителя.

Но, рассматривая социальную адаптацию к школьному обучению, нельзя не уделять внимания психофизиологическим особенностям личности ребенка, а именно характеристике распределения психических функций между левым и правым полушарием головного мозга.

Функциональная асимметрия головного мозга имеет непосредственное отношение к проблеме образования. Современное образование почти целиком построено на развитии вербально-логического мышления, то есть ориентируется на доминантность левого полушария, которое осуществляет последовательную рациональную обработку информации. При доминантности правого полушария стратегия переработки информации состоит в целостном, комплексном восприятии параметров и явлений, в одновременной обработке многих параметров.

В педагогической практике функциональная асимметрия мозга человека имеет ещё одно проявление – леворукость определенной части школьников. Ориентация на гуманистические принципы в обучении, а также рост количества детей, предпочитающих левую руку правой, у учителей, социальных педагогов и школьных психологов вызывает закономерное желание «подобрать ключик» к таким детям.

Новизна работы заключается в применении методов психофизиологии, психологии индивидуальности, дифференциальной психологии для решения задач социальной психологии, а именно проблемы социальной адаптации учеников 1-х классов с правополушарным типом распределения психических функций, что позволяет говорить, что данная работа выполнена на стыке этих наук. Проведена и апробирована разработка комплекса мероприятий, направленный на повышение уровня адаптации детей с правополушарным типом распределения психических функций к обучению в начальной школе, в рамках которого возможна оптимизация образовательного процесса.

Актуальность исследования. В психофизиологии в настоящее время проведено большое число исследований по разработке концепции об иерархической организации субъективной реальности человека. Изучена вероятностная организации центральных механизмов речи, исследованы индивидуальные различия в психофизиологии цветового зрения, многоуровневые коды индивидуальных различий памяти, индивидуальные особенности микроэлементного обеспечения в многоуровневой системе индивидуальности, проведен психофизиологический анализ жизненных ритмов иерархической индивидуальности. Функциональные асимметрии мозга человека давно привлекают внимание специалистов разных научных школ. Важной эта проблема является и для дифференциальной психофизиологии.

Теоретическое значение. Полученные результаты расширяют теоретические познания в области социальной психологии с учетом свойств психофизиологической индивидуальности и латеральных особенностей человека.

Практическое значение. Опробирован способ успешной стратегии социальной адаптации младших школьников с левосторонней латеральной организации распределения психических функций. Методики и полученные данные могут быть использованы в целях оптимизации учебной деятельности и реализации принципов дифференцированного обучения. Применение методик в более старшем возрасте может быть использовано в целях профориентации и профотбора к соответствующим видам деятельности.

Объектом исследования в теоретическом плане является социальная адаптация детей младшего школьного возраста с доминированием правого полушария, в более узком эмпирическом плане объектом исследования являются нейропсихологические особенности учащихся первых классов средних школ г. Новомосковска и г. Тулы

Конкретизация влияния нейропсихологических особенностей распределения психических функций на успешность социальной адаптации – предмет исследования дипломной работы.

Целью исследования. Теоретически и экспериментально обосновать взаимоотношения и взаимосвязь функциональной асимметрии головного мозга с успешностью социальной адаптации в начальных классах общеобразовательной школы.

В соответствии с поставленной целью, решались следующие задачи:

1. Проведение анализа теоретических подходов отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих проблемы психофизиологических особенностей детей с ведущей левой рукой и правым доминантным полушарием.

2. Провести социально-психологическое исследование для выявления детей, относящихся к правополушарному типу мышления с ведущей левой рукой, и установить удельный вес различных типов межполушарной асимметрии у детей начальных классов.

3. Провести сравнительный анализ нейропсихологических и социально-психологических особенностей школьников, имеющих правополушарный и левополушарный типы распределения психологических функций.

4. На основе корреляционно-факторного анализа выявить статистически значимые связи вариантов латеральных профилей детей со степенью их социальной адаптации.

5. Провести лонгэтюдное исследование применения комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня адаптации детей к обучению в начальной школе с доминантным правым полушарием, и оценить его эффективность.

6. Сформулировать рекомендации для учителей с целью повышения уровня социальной адаптации правополушарно-доминантных детей в младших классах.

Гипотеза исследования: Рабочая гипотеза исследования исходила из концепции о различии в стратегии и переработке обрабатываемого материала и состояла в том, что индивидуальный профиль латерального распределения психических функций должен оказывать сильное влияние на социальную адаптацию младших школьников.

Альтернативной гипотезой является представление о том, что индивидуальный профиль латерального распределения психических функций никак не связан с социальной адаптацией младших школьников.

Апробация работы: Проведено лонгэтюдное исследование применения комплекса мероприятий по синхронизации работы полушарий в первом классе МОУ «Центр образования №12» г. Новомосковска, и проведено сравнение количественных показателей начального и конечного результатов.

Методы исследования:

Похожие публикации:

Система воспитания и обучения в дворянской среде
Образование дворянских детей так же, как и жизнь их родителей, зависело от многих причин и прежде всего от имущественного состояния семьи, знатности и, наконец, пола ребенка. Мальчики в большинстве случаев обучались или домашними учителями, или в военно-учебных заведениях. Некоторая часть училась в ...

Методические разработки игр для развития музыкальных способностей младших школьников
Во время прохождении практики в младших классах я использовала различные игры для развития музыкальных способностей: для развития звуковысотного, тембрового, диатонического слуха, развития чувства ритма, музыкальной памяти, детского творчества. С помощью игр уроки у меня проходили интереснее. В дид ...

Методы исторического познания
Историко-генетический метод. Гносеологическая суть и логическая природа. Функции историко-генетического метода в историческом исследовании. Характерные черты. Описательность, фактографизм и эмпиризм. Опыт применения в конкретно-исторических исследованиях. Историко-сравнительный метод. Понимание ист ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru