При рождении человека каждое из двух полушарий имеет потенциал контролировать большинство, а возможно, и все виды функций организма. Однако полушария вскоре начинают «специализироваться»: у большинства людей – тех, кто пишет правой рукой, – левое полушарие отвечает за речь, логическую обработку информации и многое другое, включая движения правой стороны тела. Правое полушарие «контролирует» образное мышление, интуицию, творчество, воображение и является связующим звеном с чувствами. Предполагают также, что существует связь между правым полушарием и чувством юмора. Это же полушарие управляет движениями левой части тела. В то же время человек может преимущественно обрабатывать информацию при помощи левого или правого полушария либо являться представителем «смешанного мозга».
Обрабатывающие информацию в основном при помощи левого полушария любят иметь дело с проблемами, решаемыми логическим путем, и являются активными и разговорчивыми людьми. Скорее конформисты, они ищут точные факты и любят конструктивные предписания. Они скорее сделают выводы, чем произведут новые идеи, и, в сущности, они скорее улучшат существующий процесс или продукт, чем изобретут что-то новое. Им нравится работать в проблемно-ориентированных организациях, имеющих четкую структуру, налаженный контроль и ясно очерченный круг ответственности. Прежде организации и системы работы были по преимуществу «правомозговыми». «Многие системы, возможно, начали превращаться в «левомозговые» после Ф. Тэйлора, основателя научного менеджмента.
Периоды возрастного развития и формирование функциональной асимметрии полушарий
Периоды развития | ||||||
I |
II |
III |
IV | |||
Период |
Младенческий |
Ранний детский |
Дошкольный |
Школьный | ||
Ведущая деятельность |
Эмоциональное общение |
Предметная деятельность |
Игровая деятельность |
Учебная деятельность | ||
Психодинамическая периодизация психического развития | ||||||
З. Фрейд |
Оральный |
Анальный |
Фаллический |
Генитальный | ||
Э. Эриксон |
Доверие против закрытости |
Автономность против зависимости |
Инициатива против чувства вины |
Трудолюбие против чувства не полноценности | ||
Э. Берн / Литвак |
Ты +/- |
Я +/- |
Они +/- |
Труд +/- | ||
В. Шутс |
Присоединение |
Контроль |
Открытость | |||
Периодизация когнитивного развития | ||||||
Стадия развития по Пиаже |
Сенсомоторная |
Предоперациональная |
Конкретных операций |
Формальных операций | ||
Вид мышления |
Предметно-действенное |
Наглядно-образное |
Теоретическое или абстрактное | |||
Тип отражения |
Конкретно-чувственный |
Абстрактно-обобщенный | ||||
Компоненты ментальной стратегии |
Экстраверсия I |
Рациональность P |
ЭтикаT |
сенсорика N | ||
Периодизация развития межполушарного взаимодействия | ||||||
Ведущий тип полушарной организации |
Правополушарный |
Левополушарный |
Баланс лево- и правополушарного. Формирование индивидуальной стратегии | |||
Развитие функциональной асимметрии |
Дифференциация функций между левым и правым полушарием |
Дифференциация между ассоциативными и проекционными областями | ||||
Профессиональные требования к воспитателю
Организаторами воспитательно-образовательной работы могут быть заместитель руководителя или старший воспитатель, а непосредственными исполнителями воспитатели в группах. В тарифно-квалификационных характеристиках педагогических работников ДОУ определены обязанности по этим должностям. В соответстви ...
Моделирование педагогической практики
Образовательная концепция Развивающего Обучения (основными авторами которой являются Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Репкин) представляет собой целостное теоретическое построение, опирающееся на деятельностный подход в философии и на культурно-историческую концепцию в психологии. Результатом р ...
Особенности воспитания навыков чтения у умственно отсталых учащихся
Уроки чтения в младших классах вспомогательной школы по А.К.Аксёновой организуются как объяснительное чтение и ставят перед собой задачи развития у учащихся навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, сообщения первоначальных сведений о природе и обществе, а также нравствен ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.