Организаторами воспитательно-образовательной работы могут быть заместитель руководителя или старший воспитатель, а непосредственными исполнителями воспитатели в группах. В тарифно-квалификационных характеристиках педагогических работников ДОУ определены обязанности по этим должностям. В соответствии с Уставом в каждом конкретном ДОУ составляются штатное расписание и должностные инструкции.
Воспитатель обязан владеть глубокими и систематизированными знаниями, и в первую очередь в области психологии, педагогики, управления учебно-воспитательным процессом, педагогическим коллективом. Он должен: уметь исходя из современных требований к образованию и воспитанию, ставить цели и конкретизировать их в виде задач, которые необходимо решать в коллективе; проектировать, планировать, регулировать и корректировать работу всего учреждения; собирать и анализировать учебно-педагогическую информацию, осуществлять контроль, делать выводы, необходимые для дальнейшего прогнозирования успешной работы детского сада.
Выполнение должностных обязанностей требует от старшего воспитателя постоянного самосовершенствования и творческого поиска в педагогической и управленческой деятельности.
Приведем некоторые профессиональные требования к организатору воспитательно-образовательной работы в современном дошкольном учреждении. Уровни профессионального опыта воспитателя ДОУ определяются следующими характеристиками.
Первый уровень - профессиональная грамотность. Это период профессионального становления, в процессе которого происходит накопление знаний, умений, навыков практической деятельности. Это уровень формирования профессиональной культуры педагога, проявляющего индивидуальный стиль деятельности в рамках возможного "функционала", т.е. овладение азбукой профессии.
Второй уровень - профессиональная готовность организовать других и себя на выполнение конкретных педагогических дел. Готовность воспитателя ДОУ к этой деятельности является основным элементом второго уровня, его профессионального соответствия и предполагает развитие коммуникативных, проектных, организационных способностей и профессиональной компетентности. Данный уровень соответствует должности старшего воспитателя.
Третий уровень - профессионально-методическая зрелость, в основе которой лежит умение воспитателя включать в свою деятельность исследовательский метод как высший показатель профессиональной готовности. На этом уровне можно говорить о сформированности у старшего воспитателя метода логической концептуальной культуры, характеризующей научно-методическое и научно-педагогическое понимание собственной деятельности. Овладение этой культурой прикладной педагогической деятельности позволяет воспитателю соединить исследовательскую и методическую работу и вывести ее на уровень индивидуально-коллективной стратегии и тактики. Достигнув третьего уровня, старший воспитатель становиться воспитателем-методистом и получает возможность организовывать исследования педагогического коллектива.
Приведем представление о должностных обязанностях на примере старшего воспитателя, с учетом документов Министерства образования РФ.
Профессиональные функции и умения старшего воспитателя ДОУ, можно представить в виде конкретных инструментов для различных направлений профессиональной деятельности педагога.
При планировании:
прогнозировать развитие процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, разрабатывать комплексно-целевую программу развития дошкольного учреждения, планировать деятельность коллектива на длительный срок, методическую работу на год, месяц, собственную деятельность на длительный срок и в течение дня;
способствовать взаимодействию воспитателей в ходе выполнения годового и месячных планов, отдельных заданий;
создавать условия для повышения квалификации педагогов, воспитательно-образовательной работы с детьми, совершенствовать организационно-воспитательные воздействия на отдельных воспитателей и коллектив в целом; повышать собственный уровень квалификации, оттачивать свои действия и поступки в конкретных ситуациях.
Урок как основная форма учебно-воспитательной
работы в современной школе
«Обучение и воспитание учащихся проводится в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных занятий и общественно полезного труда. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок», - говорится в Уставе средней общеобразовательной школы. Это указание в полной мере ...
Классификация упражнений на мяче
...
Развитие школ и становление школьной системы в России начале XIX века
В первой половине XIX века формируется система образования и педагогическая мысль, призванные отвечать новым экономическим и духовным запросам гражданского общества. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие педагогической мысли ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.