Эмпирическую выборку составили 41 учащийся 1-х классов Г. Новомосковска и Тулы с правополушарным типом распределения психических функций. В качестве контрольной группы были взяты 41 учащийся этих же классов с левосторонним типов распределения психических функций. Исследование проводилось в 2005–2006 учебном году.
Средний возраст испытуемых: 7 лет.
Гендерный состав групп: эмпирическая выборка: 22 мальчика, 19 девочек; контрольная группа: 21 мальчик, 20 девочек. Для диагностических целей были использованы были использованы следующие методики:
1. Беседа и анкетирование родителей детей.
2. Методика «Беседы о школе».
3. Диагностика ведущей руки;
Изучение состояния зрительно-пространственного восприятия, зрительно-двигательных координаций;
Проективная методика «Несуществующее животное»;
Пиктографический тест «Школа»;
Тест для родителей «Тревожен ли ваш ребенок»;
Результаты исследования социальной адаптации детей с доминантным правым полушарием в младших классах средней школы
Были проведены исследования по вышеуказанным методам исследования. В ходе социально-психологического исследования учитываются результаты наблюдения, беседы, анкетирования и тестирования. Полученные результаты наглядно представлены ниже.
Результаты анкетирования родителей
Вопрос |
Основная группа 41 человек |
Контрольная группа 41 человек | |
Какой рукой пишет ребенок? |
Левой |
Правой | |
В каких случаях пользуется другой рукой? |
Держит ложку |
4 чел. 9,75% |
0 чел. 0% |
Режет бумагу |
6 чел. 14,63% |
0 чел. 0% | |
Наматывает нитку на катушку |
6 чел. 14,63% |
2 чел. 4,88% | |
Бросает мячик |
7 чел. 17,1% |
0 человек 0% | |
Есть ли в семье левши? |
Да |
27 чел. 65,85% |
6 чел. 14,63% |
Нет |
14 чел. 34,63% |
35 чел. 85,37% | |
Была ли патология беременности или родов |
Да |
8 чел. 19,51% |
11 чел. 26,83 |
Нет |
33 чел. 80,49% |
30 чел. 43,17% | |
Считаете ли Вы, что ребенок-левша сталкивается с трудностями в школе и в быту? |
Да |
41 чел. 100% |
19 чел. 46,31% |
Нет |
0% |
0% | |
Не думал об этом |
0% |
22 чел. 53,69% | |
Охотно ли ребенок ходит в школу |
Да |
5 чел. 12,2% |
37 чел. 90,24% |
Нет |
36 чел. 87,2% |
4 чел. 9,76% | |
Принимает ли школьный распорядок? |
Да |
16 чел. 39,3% |
27 чел. 65,85% |
Нет |
25 чел. 60,97% |
14 чел. 34,15% | |
Переживает ли за свои успехи и неудачи |
Да |
39 чел. 95,12% |
41 чел. 10% |
Нет |
2 чел. 4,87% |
0% | |
Делится ли впечатлениями о школе? |
Да |
37 чел. 90,24% |
41 чел. 100% |
Нет |
4 чел. 9,76% |
0% | |
Каков характер этих впечатлений? |
Отрицательные |
32 чел. 78,05% |
2 чел. 4,88% |
Поровну |
7 чел. 17,07% |
9 чел. 21,85% | |
Положительные |
2 чел. 4,88% |
30 чел. 73,17% | |
Сколько времени в среднем уходит на приготовление домашних заданий ежедневно? |
1 час |
4 чел. 9,75% |
16 чел. 39,24% |
2 часа |
25 чел. 60,98% |
20 чел. 48,78% | |
3 и более часов |
12 чел. 29,27% |
5 чел. 9,19% | |
Нуждается ли в помощи при приготовлении заданий? |
Всегда |
31 чел. 75,61% |
9 чел. 21,95% |
Довольно часто |
8 чел. 19,51% |
19 чел. 46,34% | |
Иногда |
2 чел. 4,88% |
10 чел. 24,39% | |
Нет |
0% |
3 чел. 7,31% | |
Как преодолевает трудности в работе? |
Пасует |
18 чел. 44,9% |
2 чел. 4,88% |
Просит помощи |
19 чел. 46,34% |
13 чел. 31,7% | |
Старается сам |
3 чел. 7,32% |
18 чел. 43,9% | |
Настойчиво преодолевает |
1 чел. 2,43% |
8 чел. 19,51% | |
Способен ли сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки? |
Не может |
24 чел. 58,54% |
2 чел. 4,88% |
Иногда может |
9 чел. 21,95% |
6 чел. 14,63% | |
Может, если побуждать к этому |
8 чел. 19,51% |
14 чел. 34,15% | |
Как правило, может |
0% |
19 чел. 46,34% | |
Жалуется ли на одноклассников, обижается ли на них? |
Довольно часто |
19 чел. 46,34% |
21 чел. 51,22% |
Бывает редко |
20 чел. 48,78% |
4 чел. 9,75% | |
Практически нет |
2 чел. 4,88% |
16 чел. 39,02% | |
Справляется ли со школьной нагрузкой без перенапряжения? |
Нет |
31 чел. 75,61% |
4 чел. 9,76% |
Скорее – нет |
7 чел. 17,07% |
11 чел. 26,83% | |
Скорее – да |
2 чел. 4,88% |
18 чел. 43,9% | |
Да |
1 чел. 2,43% |
8 чел. 19,51% | |
Способствует ли успешной адаптации Вашего ребенка деятельность учителя? |
Нет |
25 чел. 60,97% |
7 чел. 17,07% |
Скорее – нет |
10 чел. 24,2% |
3 чел. 7,31% | |
Скорее – да |
4 чел. 9,76% |
10 чел. 24,2% | |
Да |
2 чел. 4,88% |
19 чел. 46,34% | |
Каковы впечатления ребенка о своём учителе |
Отрицательные |
25 чел. 60,97% |
5 чел. 12,2% |
Разные |
13 чел. 31,71% |
20 чел. 48,78% | |
Положительные |
3 чел. 7,31% |
16 чел. 39,02% |
Опыт осуществления оценки качества с участием
потребителей и трудности субъектов оценки
Теоретические основы оценки качества образовательных услуг с участием потребителей» посвящена разработке и теоретическому обоснованию модели оценки качества образовательных услуг. Оценка в данном исследовании рассматривается как деятельность, которой присущи все атрибутивные характеристики деятельн ...
Изучение личности обучающегося в ученических
коллективах
Коллектив - это любая организованная группа людей или только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков. 1. Общая социально значимая цель. Цель коллектива обязательно совпадает с обществен ...
Индивидуальные и возрастные характеристики внимания
Прежде чем приступить к практическому исследованию методик диагностики внимания школьников отметим ряд важных моментов, так например одним из определений внимания в психологии является предложенное Н.Ф.Добрыниным понимание внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности чел ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.