Образование » Образовательный сервис в Финляндии » Успешная система образования. Концепция государства благосостояния

Успешная система образования. Концепция государства благосостояния

Страница 1

Финская система образования – одна из самых лучших в мире. Исследование «PISA» проведенное в 2009 году и затронувшее вопрос наличия у молодежи необходимого уровня грамотности, а также уровень знаний молодых людей в математике и естественных науках, показало, что Финляндия находится на высоких позициях в рейтинге. «PISA» (Programme for International Students Assessment /Международная программа по оценке уровня знаний студентов) – это исследовательский проект, направленный на сбор сведений об общем уровне образования и достижениях в этой области. В последнем проводимом опросе участвовало в общей сложности 65 стран. Грамотность финских студентов уступила по своему уровню только учащимся Шанхая и Кореи, став, таким образом, третьей в рейтинге. Знания студентов в области математики были достойны второго места. В области естественных наук финских студентов смогли опередить только их коллеги из Шанхая. Какие особенности финской системы образования привели к столь высоким результатам?

Многие считают, что успехи финской системы образования связаны с социокультурными и географическими особенностями.

В Финляндии долгие, холодные, темные зимы, здесь давно сформировалась традиция чтения, которой нет в европейских странах, расположенных южнее. Уже в начале XX века в Финляндии был самый низкий в мире процент неграмотных (3,8% взрослого населения). Традиционно высокая ценность чтения от старшего поколения передалась детям и молодёжи.

На успехи в образовании влияют также свойства языка: финская орфография соответствует фонетике языка. Расхождений между написанием и произношением, как в большинстве других языков нет.

Для развития навыков чтения в Финляндии успешно используют зарубежное телевидение. Как правило, перевод зарубежных передач и кинофильмов не синхронизируется, но делается в виде титров. Те, кто мало читает книги, но любит смотреть телевизор, ежедневно тренируются в быстром чтении. Так как они делают это добровольно – эффект довольно высок.

Дифференциация по уровню доходов населения в Финляндии самая низкая из всех развитых стран. Ценностные и нормативные установки в финских семьях вполне схожи, чего не скажешь о семьях в России. Другой социокультурный фактор успешности школьного обучения – позитивное отношение общественности, в первую очередь родителей, к обучению в школе, а также удовлетворенность самих учащихся и высокий статус учителя в финском обществе. Средняя зарплата финского учителя – 2500 евро в месяц. За эту зарплату преподаватель обязан 2–3 раза в неделю заниматься еще и персонально с нуждающимися в этом учениками. Больше всех уделяется внимание первоклассникам и второклассникам – в качестве надежной профилактики отсева в том числе. Этой широко развитой системой внеурочной деятельности и вообще делового сотрудничества учеников и учителей, заложенного в организации образования, финны объясняют свой успех в образовании. В финской школе существует система замены учителей. Каждый учредитель имеет в запасе дипломированных педагогов. В случае болезни основного учителя его тут же заменят. Среди выпускников школ популярность этой профессии даже выше, чем в среднем по стране. Таким образом, хотя объективные социокультурные особенности страны играют определенную роль, но основным фактором успеха всё же стали реформы системы образования.

Концепция государства благосостояния. Успех финской системы образования – следствие целенаправленных реформ, вызванных идеей «государства благосостояния». Эта общественно-экономическая модель, принятая в Финляндии после Второй мировой войны, привела в 60–70 годы к началу целенаправленных глубоких перемен всего государственно-общественного устройства. Реформа системы образования стала ядром центрального проекта развития общества.

Вплоть до 60-х годов Финляндия – аграрная страна, 35% населения которой было связано с сельскохозяйственными профессиями, которые традиционно передавались от отца к сыну. Система образования строилась с учётом того, что молодёжь рано включалась в производственные отношения в сельском хозяйстве и не была заинтересована в получении высшего образования. Основная часть населения заканчивала неполную среднюю семилетнюю школу. В полную среднюю школу и трёхлетнюю старшую ступень – гимназию, дававшую право на получение высшего академического образования, шли немногие. Для них такое решение означало разрыв с семейными профессиональными традициями. Перспективы общественного развития в то время ещё не просматривались.

Всё закончилось драматически: в связи с кризисом перепроизводства сельскохозяйственной продукции было принято политическое решение о ликвидации огромного количества маленьких крестьянских хозяйств. В конце 60-х годов более 300 000 финнов переселились в соседние страны. Этот процесс представлял огромную угрозу для развития страны с общим населением 4,5 миллиона человек. Новая концепция развития общества и государства стала жизненной необходимостью. Для обеспечения материального и духовного благополучия нации и была создана модель «государства благосостояния».

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Теоретико-множественный смысл понятия числа и арифметических действий над ними
Чтобы понять, что такое натуральные числа, приведем такой пример. Между людьми имеются отношения, которые обозначаются словом «дружба». Каждый из вас должно быть, имеет друга или несколько друзей, и вам поэтому известно и понятно, что представляет собой это отношение. Но заметьте: имеется (существу ...

Динамика развития профессиональных интересов студентов
Психологическую основу целенаправленного формирования профессионально значимых знаний, умений и навыков и выработки социально ценных качеств личности, составляет изучение становления и развития у молодых педагогов потребностей и мотивов педагогической деятельности. Из большого арсенала умений как к ...

Игра в экономической подготовке школьников как педагогическая проблема
Переход к рыночной системе ведения хозяйства требует экономических знаний, высокого профессионализм я, правовой грамотности, умения самостоятельно и ответственно решать возникающие вопросы, готовности к риску и т.д. Игра предназначена для активизации экономической подготовки школьников, так как она ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru