“По назначению и характеру бытования” выделены лишь основные группы детского фольклора. А по общности поэтики, музыкального строя и бытовой функции внутри каждой группы выделяются самостоятельные жанры.
В колыбельный период дети лишь потребители поэзии. Воспитание детей всецело зависит от взрослых. Матери (бабушки, няни) и создавали в педагогических целях поэзию пестования (материнскую поэзию).
Почти все исследователи выделяют игровой фольклор детей. Но каждый дает этому термину свое наполнение. Г.А. Барташевич относит к нему считалки, игровые песни и приговоры. В.А. Василенко, кроме того, - пестушки, потешки.
Все остальные жанры детского фольклора, включая колыбельные песни, обозначает как “поэзию словесной игры” и тем разрушает собственную классификацию, основанную на понятиях: игровой - не игровой. Редко кто рассматривает детские игры как форму драматического отражения действительности, как эмбрион детской народной драмы.
К группе игрового фольклора следует относить все разновидности детских ролевых игр, игровые прелюдии (считалки, жеребьевые сговорки). Игровые припевы, игровые приговоры, выделяемые некоторыми исследователями, не могут изучаться вне драматической игры, компонентом которой они являются.
М.И. Мельников считает, что целесообразно вслед за Г.С. Виноградовым выделить потешный фольклор, или забавы, не связанные с драматическим действием, игровая основа которых заключена в словах и вспомогательных действиях (сечки, голосянки) или только в словах (словесные игры, перевертыши, скороговорки, молчанки, поддевки). Назначение этих произведений, по определению Г.С. Виноградова, - развлечь, развеселить, потешить себя и своих товарищей.
Исследователи детского фольклора выделяют “календарный” детский фольклор, стремясь объединить в единую группу жанры, не относящиеся к поэзии пестования, игровому и потешному фольклору. Это детские песни, заклички и приговоры, обрядовые песенки, дразнилки, детские сказки, загадки, страшилки.
Г.С. Виноградов объединяет их в три группы: сатирическая лирика, календарный и бытовой фольклор.
В принципе все жанры народной поэзии - бытовые, то есть теснейшим образом связаны с бытом. Но поэзия пестования в доминирующей воспитательной функцией “привносится” в быт детей взрослыми. Жанры игрового или потешного фольклора естественно объединены своей функциональностью, манерой исполнения. У каждого жанра четвертой группы своя функция, своя поэтика, отличная манера исполнения. Одни жанры можно определить как словесно-речевые, другие - как повествовательные, третьи - как песенные. И очевидно, за неимением лучшей терминологии, их целесообразно объединить в группу бытового фольклора.
Определение группы детского фольклора по назначению и характеру бытования - это лишь первое звено классификации, предполагающее обязательное выделение внутри каждой группы по признаку единства поэтики, музыкального строя, манеры исполнения и бытовой функции составляющих ее жанров.
Устное народное творчество продолжает развиваться и в наши дни. Таким образом, проблемы фольклоризма заслуживают пристального внимания, а использование малых фольклорных форм на уроках в начальной школе актуально и перспективно.
Принципы педагогической деятельности
Эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразно чувственное восприятие материала, тем более прочно он усваивается. Использование наглядных пособий является важнейшей из сторон организации чувственного познания в учебном процесс ...
Игра в экономической подготовке школьников как педагогическая
проблема
Переход к рыночной системе ведения хозяйства требует экономических знаний, высокого профессионализм я, правовой грамотности, умения самостоятельно и ответственно решать возникающие вопросы, готовности к риску и т.д. Игра предназначена для активизации экономической подготовки школьников, так как она ...
Понятия педагогического общения
Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. На сегодняшний день продуктивно органи ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.