Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Литературное чтение как учебный предмет имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО. Уметь читать в широком смысле этого слова - значит “… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К. Д. Ушинский,- Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное”
Фольклор – неписаная литература, устное народное творчество, уходящее корнями в историю народа.
Использование на том или ином этапе урока примеров из исторических песен или легенд, пословиц и загадок расширяет кругозор учащихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, развивает речь, делая ее меткой, богатой и выразительной.
Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные школьникам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных тестов для младших школьников приводит к выводу, как значимы народные произведения, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.
Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Уже в младшем школьном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.
Проблема фольклора в русской детской литературе имеет огромное теоретическое и практическое значение, заслуживает глубокого и всестороннего исследования. Особенно актуальна она в наши дни. Назрела необходимость возвращения к истокам культуры русского народа, которая уходит корнями в глубокую древность. Не зная истории прошлого, нельзя познать настоящее и постигнуть будущее.
В каждом классе на уроках литературы мы знакомимся с произведениями УНТ. Но для составления целостной картины жизни наших предков, постижения всего богатства русского фольклора необходимо более глубоко знакомиться с ним.
Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о котором все слышали или говорят. Но, признавая его самобытность и оригинальность, даже исследователи не всегда могут точно определить своеобразие данной разновидности фольклора
Объектом исследования является процесс ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора
Предмет исследования – методические приёмы работы с произведениями устного народного творчества.
Цель нашего исследования заключается в обосновании приемов ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения.
В процессе ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора будут использованы следующие методические приёмы:
- чтение текста, фиксирование внимания на стилистических фигурах и тропах;
- выделение по ходу чтения значимой информации;
- создание собственных продуктов деятельности учащимися.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по данной проблеме;
2) обобщить опыт по использованию методических приёмов работы с малыми фольклорными жанрами;
Основными методами исследования стали:
- теоретический анализ литературы в рамках проблемы;
- изучение передового педагогического опыта;
Развитие алгоритмического умения школьников в процессе обучения
математике
Формирование алгоритмического умения – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит ...
Алгоритм и модель формирования фонда целевого капитала
автономного образовательного учреждения "Детский сад № 37"
Одним из перспективных направлений развития образовательных учреждений в России, в частности, такой формы управления как автономные образовательные учреждения, является создание и развитие системы благотворительности, механизмов привлечения пожертвований, введение специализированных фондов поддержк ...
Теоретические и педагогические основы формирования музыкально- творческих
способностей младших школьников
Современная наука исследует процесс творчества с различных точек зрения: философия определяет методологическую основу исследования, изучает принципы истинности знаний, результатов творческого мышления; социология выявляет факторы общественной среды как стимулирующие, так и тормозящие проявления тво ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.