Неотъемлемым компонентом педагогической системы является организация наблюдения и фиксирования изменений в творческом саморазвитии детей. В качестве инструмента для получения конкретных срезов движения ребенка от одной стадии к другой мы разработали карточку диагностики и развития индивидуальных особенностей детей.
Введением карточки в процесс работы с детьми преследуется цель систематизировать и наглядно оформить представления руководителей кружков о своих учащихся, а также научно организовать деятельность педагогов по выработке у детей навыков творческого саморазвития в ходе кружковых занятий.
Регулярное заполнение карточки позволит педагогам решить следующие методические задачи: выявить индивидуальные особенности детей, влияющие на эффективность их работы в кружке; найти оптимальные способы воздействия на сознание и поведение каждого ребенка; отследить развитие наблюдаемых качеств под влиянием занятий в кружке и соответственно корректировать методику работы с каждым ребенком.
Карточка предназначена для работы с детьми школьного возраста. Она располагается на одном листе с двух сторон.
Как видим, карточка включает 11 личностных качеств, объединенных в 4 блока:
I блок
- характеристики, составляющие психофизическую (объективную) основу любого вида деятельности ребенка;
II
блок
- организационно-волевые свойства личности, выступающие субъективной основой ее саморазвития и обеспечивающие практическую реализацию этого процесса;
III
блок
- ориентационные качества, непосредственно побуждающие активность ребенка и выступающие в роли регулятора процесса саморазвития;
IV
блок
- поведенческие характеристики, отражающие культуру общения со сверстниками и определяющие социальные границы саморазвития ребенка в группе.
Заполнение карточки осуществляет руководитель студии с периодичностью примерно раз в три месяца: в начале учебного года, в его середине и конце. Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития, акцентируя внимание на выявленных с помощью карточки проблемах. Для детального отражения динамики изменений баллы лучше ставить с десятыми долями.
Начинать работу с карточкой целесообразнее всего с определения у ребенка основных качеств третьего, ориентационного блока: уровня интереса к занятиям, типа самолюбия, типа установки. Рассмотрим это несколько подробнее.
Интерес
к занятиям.
Задачей педагога является, в конечном счете, формирование у ребенка высокого уровня интереса к предмету, что соответствует в карточке выражению "интерес поддерживается самостоятельно".
Чем бы ни был первоначально вызван интерес ребенка к конкретном кружке - его природными склонностями, установкой, идущей от родителей, и т.п., вначале он имеет общий, а не конкретный характер (например, ребенок хочет красиво танцевать, не задумываясь над тем, каких систематических усилий потребует от него желаемый результат).
Регулярные занятия, сопряженные для ребенка с преодолением трудностей, приводят одних детей к снижению, а затем и утрате интереса (такие дети, как правило, отсеиваются); других детей - наоборот - к его углублению, переходу от общего интереса к конкретному, связанному с желанием глубже и полнее освоить избранный вид деятельности. Именно на основе движения от общего интереса к конкретному и возможно повышение уровня интереса, его переход в ту стадию, когда интерес поддерживается самостоятельно.
Методика работы в этом направлении связана с двумя моментами. Во-первых, необходимо отмечать и поддерживать самые малые успехи ребенка. Во-вторых, поскольку большинству детей необходимо подкрепление в виде положительной оценки на каждом занятии, возникает необходимость планирования темпов и предполагаемых результатов деятельности ребенка (это могут быть микрогруппы из двух- трех детей с примерно одинаковым уровнем освоения навыков). После вынесения оценки за конкретное занятие педагог должен поставить перед разными детьми соответствующие задачи на следующий урок: что конкретно желательно освоить такому-то ребенку к следующему разу.
Диагностическая программа изучения мотивации учебной деятельности
Цель диагностической программы: изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов. Задачи диагностической программы: 1) выявить ведущие мотивы учебной деятельности студентов; 2) установить связи между мотивацией учебной деятельности студентов и их профессиональной направленностью; 3) у ...
Виды нарушений осанки
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тел ...
Понятие технологического образования
Современный научно-технический и социальный прогресс общества кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни. В этих условиях резко возрастает преобразовательная деятельность людей по созданию искусственной технической среды на базе научных знаний ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.