Очевидно, что содержание, механизмы, структуры сознания возникают, существуют и реализуются не в собственно познавательной сфере, а в самой практике реальной жизни и для целей этой жизни.
Поэтому сознание в первую очередь включает в себя содержание глубоко реалистического, жизненного, социального опыта человека. При этом под онтологией сознания следует понимать нечто работающее, участвующее в жизни человека. Изначально сознание включено в качестве необходимого элемента в социальные структуры. Социальные системы функционируют и развиваются в сознательной деятельности человека.
«Общественность», а точнее - «общность людей», это и есть то третье – онтологическое основание. Человек живет, прежде всего, в системе реально – практических, живых связей с другими людьми – он всегда существует и становится в сообществе и через сообщество.
М. Хайдеггер писал, что человек есть не только бытие – в мире, но что он, главным образом, есть бытие -с –другими. Та же самая идея выражена самой этимологией слова «общество». По своему происхождению societas – значит «товарищество». Общительность, общность являются сущностным атрибутом человека.
Общество существует не потому, что каждый из нас существует; общество существует потому, что ориентация на другого присуща каждому из нас. «Человек по самой своей природе есть бытие для других», - пишет В. И. Слободчиков.
Проблема общности поэтому не только социальная или историческая; она при более глубоком рассмотрении является личностно-смысловой проблемой. Так, родовая общность устанавливается уже с первых дней появления человека на свет; а его действительное развитие как раз и связано со сменой и обогащением многообразных форм общности, через которые человек проходит на своем жизненном пути.
Понятие «общность» используется в самых различных контекстах; оно многозначно. Мы выделим такое понимание общности. Общность есть объединение людей на основе общих ценностей и смыслов: нравственных, профессиональных, мировоззренческих, религиозных и т. п. Общность здесь есть, прежде всего, внутреннее духовное единство людей, характеризующееся взаимным приятием, взаимопониманием, внутренней расположенностью каждого друг к другу.
Едва родившись, ребенок сразу попадает в связи и отношения с другими людьми. Эти связи и отношения, в которых оказываются люди, должны быть характеризованы через:
Места, распределенные между участниками некоторой общности;
Характер, образ, способ действий, адресованных другим участникам отношений и связывающих их;
Картину мира, образ себя, других людей, всей ситуации взаимодействия, которая открывается с этого места в результате таких действий.
Заменим понятие учебная деятельность, на практику, т.к. реально дети осуществляют несколько деятельностей. Понятие практика - более широкое понятие, чем понятие деятельность, в нем рассматривается связи между разного рода деятельностями, и развитие и переходы опыта. Об этом пишет Н. Г. Алексеев: «Когда некоторая работа снимается в образовании, позволяющем действовать и в других сферах по принципу сходным образом» [1]. То есть реально практика, пространство тех деятельностей, которые существуют. Рассматривается поле возможных деятельностей.
- отдельная деятельность
Рис.1.5
Понятие социальной ситуации развития перейдет в понятие общность, так как ребенок находиться во взаимодействии с разными людьми, при разных отношениях (например: взаимодействие ребенка на уроке и отношения в семье). Заметим, эти разные отношения влияют друг на друга, что перенос способа учебного сотрудничества в семейные отношения, может являться одним из показателей сформировавшейся учебной деятельности. нам важно удержать не только аспект развития, но и аспект поддержки сформировавшихся новообразований.
Рассматривается поле возможных общностей, в которые вступает (включен) ребенок, где могут случаться ситуации развития.
Рис.1.6
Понятие новообразование преобразуется в понятие сознание. Как говорит Цукерман, если новообразование, раз сформировалось, оно сохраняется на всю жизнь, и его можно использовать в тех или иных жизненных ситуациях. Таким образом, также появляется поле существующих, формирующихся новообразований.
На основе только что изложенного материала, формулируется утверждение: новообразование, для любого данного возраста, может сформироваться не только в ходе ведущей деятельности.
Рис.1.7
Таким образом, можно вводить эти три категории – общность, сознание и практика, как всеобщие способы бытия человека. Важно подчеркнуть, что эти три основания взаимно полагают друг друга; они одновременно являются и следствия, и предпосылками друг друга, сохраняя при этом свою сугубую специфику, т.е. каждая из них может выступать самостоятельным основанием теории.
Взаимодействие семьи и школы по нравственному воспитанию младших
школьников. Организация и формы работы с родителями учащихся начальной школы
В России достаточно долго существовало мнение о том, что ребёнка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой обязанностью. И вплоть до сегодняшнего дня встречаются ситуации, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием детей. Так ...
Образовательные программы высшей школы
Характерной чертой всех вузов Финляндии является научная подготовка самого высокого уровня, тесная связь научно-исследовательской работы с обучением. Благодаря созданию многочисленных отраслевых лабораторий крупные вузы представляют собой сочетание учебных заведений и научно-исследовательских центр ...
Теоретические основы семейного воспитания детей с нарушенным слухом
В процессе формирования и развития личности семья занимает одно из важнейших мест. Воспитание в семье, как отмечали А.Р. Маллер (1986), А.А. Сагдуллаев (1990), М.М. Семаго (1991), Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина (1991, 2003), Т.Г Богданова и Н.В. Мазурова (1998) и другие, первично, значимо в жизни ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.