Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки письма и чтения. Психофизиологической основой письма – взаимобусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного и речедвигательного, моторного анализаторов. Согласно исследованиям А.Р. Лурия и Р.Е. Левиной, формирование навыка осуществляется при более тонкой и совершенной работе всех психофизических компонентов, достаточной сформированности на дошкольном этапе опыта звуковых обобщений и морфологического анализа. Для начинающего писать, а тем более, имеющего тяжёлое нарушение речи, каждая операция представляет сложную задачу, решение которой предполагает выполнение нескольких действий. Если подходит с тех позиций , что у детей , имеющих тяжёлые речевые нарушения, отмечаются нарушения деятельности анализаторов и психических процессов ( хотя первично интеллект сохранен) , то это несомненно приводит к неполноценности психофизиологической базы для формирования письменной речи.
Наибольшие трудности при овладении навыками письма детьми данного контингента связаны с нарушением фонематического слуха и звукового анализа и синтеза ; эти дети с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы и поэтому плохо запоминают буквы, т.к. каждый раз соотносят букву с разными звуками. Иными словами, происходит нарушение системы перекодировки и кодировки буквы в звук и наоборот.
Несовершенство анализа и синтеза приводит к затруднениям в делении слова на составные части, выявление каждого звука, установление звукового ряда слова, усвоение принципа слияния двух и более фонем в слог, выполнение записи в соответствии с принципами русской графики.
Нарушение произношения усугубляет недостатки фонематического анализа, и как следствие нарушен перевод звука в графему.
В развитии навыков письма, как уже отмечалось, важную роль играет сформированность двигательных операций. Недоразвитие общей моторной координации действий, проявляющейся достаточно четко в движениях мелких мышц руки, служит еще одним препятствием в формировании навыка письма. Мышечная напряженность , либо наоборот, расторможенность усиливает или истощает нервные и физические силы детей и приводят к снижению внимания и появлению дополнительных ошибок при письме.
Сочетание фронтальной работы и индивидуально-дифференцированного подхода при обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи – залог успешного выполнения ребенком программных требований.
Виды нарушений осанки
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тел ...
Взгляды на реализацию компетентностного подхода в школе
В науке нет общего подхода к понятию компетентность, каждый автор понимает его по-своему. В этом широком контексте трактовки компетентности в мире продолжается работа по изменению содержания стандартов и процедуры аттестации преподавателей. В этом же контексте в России в 2001 году были сформулирова ...
Формирование ценности здорового образа жизни у воспитанников президентского кадетского училища
Проведенные в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состоянии здоровья молодого поколения России. По данным НИИ социологической гигиены и организации здравоохранения в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Одной из основных причин сложившегося п ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.