Проведенные в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состоянии здоровья молодого поколения России. По данным НИИ социологической гигиены и организации здравоохранения в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Одной из основных причин сложившегося положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация здорового образа жизни и нет ясного понимания, как следует заботиться о своем здоровье.
Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья (чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек). Это одна из главных причин поведения учащихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни, а значит, и причина их низкого уровня здоровья. Поэтому важно сформировать у школьников ценностное отношение к своему здоровью.
Как известно, обеспечение здоровья человека происходит на биологическом, психологическом и социальном уровнях посредством двух основополагающих механизмов – сохранение здоровья и повышение его резервов. Эффективность этих механизмов зависит от многих факторов (материальное обеспечение, экологическая обстановка и др.). но определяющую роль среди них играет воспитанность человека, главной характеристикой которого является его отношение к своему здоровью.
В связи с этим важно отметить, что установка на здоровье не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. Следовательно, в структуре обеспечения здоровья подрастающего поколения особое значение приобретает педагогический (воспитательный) компонент.
Современное общество предъявляет социальный заказ системе образования – усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни.
В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы подчеркивается, что учителю принадлежит важная роль в воспитании здорового образа жизни школьников. Учитель должен не только заложить фундамент знаний о строении организма человека, но и научить школьников сознательно влиять на свое здоровье, своевременно и постоянно восстанавливать физические, психические и духовные жизненные силы.
В условиях современного образования, связанного с увеличением психического напряжения, снижением двигательной активности, роль учителя в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения значительно возрастает. Он может внести коррективы и имеющиеся в детей привычки, сформировать здоровьетворческую активность воспитанников через усиление внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, которые необходимы для поддержания и укрепления здоровья.
Учитель должен обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье. Для достижения данной целевой установки необходимо решить следующий комплекс задач:
1. Обеспечить безопасную здоровую среду обучения, позволяющую сохранить здоровье и психику ребенка. В условиях стремительного роста информации, изменения экономических основ общества, стресса, экологического дисбаланса это непросто. Безопасная среда – это такая обстановка в образовательном учреждении, при которой обучение и ученику, и учителю приносит здоровье и радость, а не приобретенные болезни.
2. Привести все элементы учебного процесса в соответствие с состоянием здоровья, физическими и психологическим возможностями учащихся.
3. Содействовать воспитанию у детей чувства своей неразрывности с природой, ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи, общества.
4. Обучать навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений.
5. Организовать здоровую досуговую деятельность по месту жительства, проводить профилактическую работу по предупреждению таких вредных привычек, как табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ среди детей и подростков.
6. Способствовать возрождению семьи как основы хранения достоинства и здоровья ребенка, его личностного потенциала .
Итак, перед образовательными учреждениями стоит острая проблема организации здоровьесберегающего пространства, а именно создание высокогигиеничной, развивающей предметной среды, использование современных средств лечебно-профилактической работы, организация эмоционально-насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности, использование новых технологий. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Содержание работы по формированию адекватной самооценки
Цель коррекционных упражнений - повышение самооценки и статуса учащихся в группе. Задачи: знакомство детей с упражнениями, направленными на повышение самооценки; формирование практических навыков применения подобных техник в обыденной жизни; создание благоприятной обучающей среды для детей. 1. Игра ...
Организация и методика работы влияния самооценки на статусное положение
ребенка в группе
Данная работа проводилось во 2 классе. Работа проводилась в групповом и индивидуальном режиме, в равных условиях, в привычной обстановке. В качестве экспериментальной группы были выбраны учащиеся 2 – го класса МОУ Басковской ООШ, обучающиеся по традиционной программе. Всего в количестве 4 человек: ...
Выявление уровня знаний по математике у учащихся испытуемого
класса
Исследование проводилось на базе 3 «А» класса СШ№43 г. Могилева. В эксперименте принимало участие 19 учеников. Для достижения поставленных целей, исследование проводилось в несколько этапов: Проведение входного теста для получения сведений об исходном уровне знаний учащихся. Использование разноуров ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.