В педагогике рассматриваются различные типы уроков и различные формы изложения знаний учителем. Различают следующие типы уроков:
урок изучения нового материала;
урок закрепления знаний, умений и навыков;
повторительно-обобщающий урок;
смешанный, или комбинированный урок.
Применительно к данной теме наиболее употребительной является форма комбинированного урока, где наряду с объяснением учителя в качестве важной составной части выступает проведение практической работы, как формы закрепления полученных знаний, и необходимые пояснения к выполнению домашней работы с использованием учебного пособия.
В тесной взаимосвязи со структурой уроков находятся вопросы выбора метода обучения. Наиболее простая классификация различает словесные, наглядные и практические методы.
К словесным методам обучения относят рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его усваивают.
При изучении подраздела "Электротехника" можно использовать такие методы как рассказ, объяснение, беседа.
Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения.
Возможно несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, занимательностью и эмоциональностью изложения, позволяющей вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении (актуально использование при изучении вводной темы "Элементная база электротехники" по подразделу). Во время такого рассказа сообщаются задачи деятельности учеников на уроке.
Во время рассказа - изложения учитель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, с приведением иллюстраций и убедительных примеров. Данный метод используется при изучении темы "Бытовые электроприборы". Сначала учитель знакомит учащихся с общими признаками всех нагревательных электроприборов, затем акцентирует внимание на лампе накаливания, утюге, принципе работы.
Рассказ-заключение обычно проводится в конце урока. Учитель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задание для дальней шей самостоятельной работы по этой теме.
В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания, логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного.
Объяснение - словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Объяснение - это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Использование метода объяснения требует точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно - следственных связей, аргументации и доказательств; использования сравнения, сопоставления и аналогии; привлечение ярких примеров; безукоризненной логики изложения.
Беседа как метод может применяться на различных этапах урока. В начале урока она помогает учащимся установить связи с предшествующими занятиями, определить материалы и инструменты, необходимые для работы, а также представить последовательность трудового процесса. Например, в ходе выполнения практической работы "Сборка электрической цепи с последовательным и параллельным соединением элементов"с помощью конкретных вопросов (например, "В чем принципиальная разница при подключении элементов в цепь последовательным и параллельным соединением? ") и ответов на них учитель передает дополнительную информацию о текущем трудовом процессе. После окончания работы часто проводится итоговая беседа, в ходе которой учащиеся обсуждают проделанные работы, учатся критически относится к результатам своего труда. Если в ходе эвристической беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из основных элементов новой темы, то во время проблемно поисковой беседы ученики разрешают целую серию проблемных ситуаций.
Особенности танцевальной деятельности детей 6-7- лет
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, же ...
Принципы коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у детей
ЗПР
Коррекция (от лат.: correctio – исправление) – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков развития детей. Коррекционно-воспитательная работа – система комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, ...
Логика образовательного процесса в клубе
Мы постарались выстроить такую систему, которая позволяла бы, каждой личности при всей её многоплановости, наитии себя. Вот ребёнок открыл дверь первый раз в клуб. Где этот ребёнок может развить личность? Выберем интеллектуальный вид деятельности – музыку театр хореографию. А может он человек произ ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.