Образование » Успеваемость и коммуникативно-организаторские способности студентов ВУЗа » Проблема успеваемости студентов ВУЗа

Проблема успеваемости студентов ВУЗа

Страница 1

Одной из наиболее актуальных проблем педагогики высшей школы является учебная успеваемость, что связано с повышением требований к специалистам и обусловлено высоким темпом развития технологий, огромным потоком информации, а значит, необходимостью принятия мер по улучшению качества вузовской подготовки, и, соответственно, повышением учебной успешности студентов. Данная проблема изучалась в педагогике общеобразовательной школы, но остается до сих пор предметом горячих споров, и областью противостояния совершенно противоположных точек зрения на аспект определения ведущих факторов обеспечения учебной успеваемости и предупреждения неуспеваемости. Педагогика высшей школы испытывает в настоящее время острую потребность в исследовании указанной проблемы.

Рассматриваемая проблема изучалась в педагогике общеобразовательной школы с точки зрения определения понятия «неуспеваемость», «отставание» в педагогическом процессе. Исследователи пытались найти способы и методы преодоления явления неуспеваемости учащихся.

Вначале предпринимались попытки объяснить причины возникновения данной проблемы, выдвигалась гипотеза о влиянии интеллекта на учебную деятельность учащихся. Далее проводился активный поиск эффективных подходов и методов обучения, при которых особое внимание уделялось мастерству преподавателя, подчеркивалась необходимость индивидуального подхода к обучаемому. Позднее в исследованиях наметилась тенденция изучения влияния мотивации на учебную успеваемость школьников. И, наконец, обнаружено, что важным фактором, оказывающим непосредственное воздействие на учебную деятельность и ее успешность, являются личностные особенности учащегося. Так, в последнее время исследователями установлено влияние на учебную успеваемость учащихся различных групп факторов, таких, как интеллектуальные и личностные особенности, мотивация, ценностные ориентации, организация учебного процесса, уровень педагогического мастерства, самостоятельная работа студентов, уровень саморегуляции и самоуправления и другие.

Под управлением учебной деятельностью понимают управление процессом обучения, включающим в себя обучающую деятельность преподавателя, учебную деятельность студента и их педагогическое взаимодействие, которое предполагает использование различных типов и видов управления и соответствующих им приемов и способов организации учебного процесса с учетом личностных особенностей студентов. Под организацией учебного процесса понимается планирование и составление учебной программы, подбор материала, рациональное распределение учебной нагрузки и бюджета времени студентов, материально-техническое обеспечение учебного процесса, создание необходимых условий для успешного обучения в техническом вузе.

В связи с тем, что исследования по проблеме учебной успешности характеризуются большой разнородностью, базируются на различных исходных посылках и основаниях, особую актуальность приобретает изучение понятийного аппарата и конкретизация (в логической и семантической плоскости) терминологии для преодоления разночтения исходных понятий, ведущего к затруднению понимания как внутри педагогического сообщества, так и за его пределами. В настоящее время в психолого-педагогической литературе используются термины «академическая успеваемость», «учебная успеваемость», «успешность обучения», «эффективность обучения», «учебная успешность», которые хотя и близки, но не тождественны. Существует множество определений понятия «учебная успеваемость», причем различные исследователи акцентируют внимание на разных его сторонах, что приводит к узкоспециальному толкованию. Успеваемость в вузе отражает степень усвоения объема знаний, навыков, умений, установленных стандартами высшего образования, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности. Успеваемость находит свое выражение в оценочных баллах. Высокая успеваемость достигается системой дидактических и воспитательных средств, оптимальной организацией учебной деятельности. Академическая успеваемость – не только мера познавательной деятельности, где фиксируется уровень и объем знаний, степень прилежания, но и, в известном смысле, отношение студентов к своей специальности, степень соответствия интересов и склонностей индивидов целевой функции вуза. Исследователи подчеркивают, что учебная успеваемость отражает результативную сторону обучения, выраженную в количественных показателях (баллах), а успешность обучения – в большей степени его процессуальную, качественную сторону. Успешность обучения является компонентом успеха вузовской жизнедеятельности. Термин «успешность обучения», впервые употребленный в работе Б.Г. Ананьева «Психология педагогической оценки» (1935), в 2007 году более подробно разработан и рассмотрен Н.И. Мешковым. В настоящее время под термином «обучение» в высшей школе понимается целенаправленный, управляемый, регламентированный учебными программами и планами процесс активного формирования у студентов профессиональных знаний и соответствующих умений и навыков, личностных качеств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Психолого-педагогические основы экологического образования детей дошкольного возраста
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ...

Средства теоретического обучения
Средства обучения являются важным компонентом процесса обучения, который включает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся. Эта деятельность связана с применением определенных средств — слово преподавателя, текст книги, оборудование, приборы, учебные принадлежности, наглядные пособия и ...

Виды стилей деятельности учителя
Наиболее характерны следующие четыре стиля: Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, менее интересный, хотя и важный, ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru