Тема: «Орнаменты Унцукуля»
- составление узора в полосе по мотивам унцукульского орнамента.
Учебные цели и задачи:
ознакомление учащихся с унцукульским искусством художественной обработки дерева. Развитие у детей навыков изображения геометрического орнамента и приемов кистевой росписи.
Оборудование урока:
для учителя - унцукульские изделий рисунки, репродукции, открытки с изображением унцукульских изделий.
Для учащихся - альбом, карандаши, гуашь, акварель, баночки для воды, кисточки.
Содержание урока
(Методические рекомендации )
Содержание уроков по художественной обработке дерева в технике насечки построено по тем же дидактическим принципам, которыми учитель руководствовался при проведении уроков, посвященных узору ковровых изделий. Занятия по освоению приемов рисования унцукульского орнамента также рассчитаны на формирование у детей эстетического отношения к предметам и явлениям окружающей их действительности. В процессе целенаправленной художественно-творческой деятельности детей, умело организованной учителем, у детей воспитывается устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству своего края и уважение к мастерам, создающим столь прекрасные изделия из самого распространенного и обычного материала - дерева.
На первом уроке в ходе предварительной беседы учителя дети узнают много интересного из жизни мастеров высокогорного аварского селения Унцукуль.
Ремесло унцукульских мастеров возникло на основе производства трубок для курения. Унцукульские трубки, изготовленные из абрикосового, кизилового деревьев и инкрустированные мельхиором, медью, серебром, считались лучшими на Кавказе и пользовались большим спросом. Унцукульцы сбывали свои изделия в крупных городах России, на знаменитой ярмарке Нижнего Новгорода. В ходе беседы учитель показывает детям унцукульские изделия или их репродукции, иллюстрации, а также фотоматериалы и открытки с изображением этих изделий. При этом он обращает внимание детей на орнаментальный декор этих изделий, состоящий из простых линейных или точечных геометрических мотивов. Каждый мотив унцукульского узора имеет свое название: «улица», «мышиный хвост», «птичьи следы», «серп и молот», «пятиконечная звезда» и т.д. Главными изобразительными средствами этого орнамента являются линия, точка, кружочек, штрих. После завершения эмоционально насыщенной беседы в конце первого урока дети выполняют графические упражнения по рисованию вертикальных, горизонтальных, наклонных штрихов, точек и кружочков на бумаге карандашом. Эти упражнения будут способствовать развитию у детей чувства ритма и движения руки.
Рис. 5 - Элементы и мотивы унцукульского орнамента
На втором уроке учащиеся приступают к выполнению самостоятельной работы - построение узора по мотивам унцукульского орнамента. Для этого учитель раздает детям листы альбома, тонированные под цвет унцукульских изделий (красно-коричневый), на которых они составляют узор в полосе. При этом кистью с использованием белой или желтой гуаши наносятся штрихи и точечки, имитирующие унцукульскую насечку. Урок завершается анализом работ учащихся.
Понятие и факторы экологического воспитания дошкольников
Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и условиях жизне ...
Возрастные и индивидуальные особенности ученика
То, что каждому возрасту соответствует свой уровень физического психического и социального развития, общеизвестно и не требует особых доказательств. Для учителя важно знать эти особенности. А главное уметь их учитывать и целенаправленно использовать для максимального раскрытия возможностей и всесто ...
Концепция Л.В. Занкова
В конце 50-х гг. XX века, научным коллективом под руководством Л.В. Занкова, было предпринято масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей и принципов обучения. Усилия исследователей были направлены на разработку дидактической системы обучения младших школьников ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.