Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве, ведь несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Правовые нормы должны не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны взрослых. В связи с этим большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие разного рода общественные отношения с их участием.
Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью использовать их в любой жизненной ситуации. Но, к сожалению, на практике, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, подробно затрагивающей и раскрывающей вопросы их правового положения.
Основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов детей. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Права ребенка также закреплены в Гражданском и Семейном кодексах РФ.
В российском законодательстве существуют нормы, позволяющие защитить детей от произвола и жестокого обращения со стороны родителей и других взрослых.
В первую очередь это ст. 56 Семейного Кодекса РФ, в которой указано, что ребенок имеет право на защиту прав и законных интересов. Защита его прав может осуществляться его родителями (или лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, либо прокурором. В ст. 45 Конституции РФ это понятие дается еще в более широком понимании: государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина, а также закрепляется право каждого, в том числе и ребенка, защищать свои права и законные интересы всеми способами, не запрещенными законом.
В пункте 2 ст. 56 СК РФ особо подчеркнуто, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их заменяющих).
Кроме того, в законе указано, что при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями или лицами их заменяющими обязанностей по его воспитанию, образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд.
К сожалению, указанные нормы Семейного Кодекса будут выполняться на практике только в том случае, если должностные лица, организации и граждане, осведомленные о злоупотреблении со стороны взрослых своими правами, будут своевременно сообщать об этом в органы опеки и попечительства, а те в свою очередь будут своевременно и быстро реагировать на поступающую информацию.
Ребенок, в силу своего развития еще не способен в полной мере защищать свои права. Поэтому, по Семейному кодексу, обязанность защищать права ребенка возлагаются на родителей (ст. 64 СК), либо на лиц их заменяющих (опекунов, попечителей, специальные органы). В любом случае, если права и интересы ребенка находятся под угрозой и родители по каким-либо причинам не способны защитить их, либо если действия родителей находятся в противоречии с интересами ребенка, ребенок (или лицо, которому стало известно о нарушении прав) имеет право обратиться за защитой в Органы Опеки и попечительства, в некоторых случаях- в суд (с 14 лет, например, в случае ненадлежащего исполнения родителями своих прав по отношению к ребенку). Также на прокуроров возлагается ответственность защищать законные интересы несовершеннолетнего. В суде интересы ребенка до достижения им совершеннолетия (то есть в некоторых случаях - даже ранее 18 лет - при эмансипации, к примеру) представляют его родители (опекуны, попечители)- ст. 64 СК.
Планирование работы по нравственному воспитанию и формированию культуры
поведения детей в старшей группе ДОУ
Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое нравственное воспитание и формирование культуры поведения старших дошкольников необходимо эту работу планировать. Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы ...
Организационно-педагогические основы опытно-экспериментальной
работы
Непрерывный педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный) проводился на базе государственного муниципального учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества "Юность" клуба авторской песни "Роза ветров" г. Солнечногорска. В ходе опыт ...
Основные этапы фитбол-гимнастики
Независимо от возраста и физического состояния детей необходимо поэтапное освоение упражнений с мячом. 1 Этап. Основные задачи: 1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола. 2. Обучить правильной посадке на фитболе. 3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (си ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.