Исследования Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына показали, что качество внимания зависит от свойств нервной системы человека, нейродинамики. У возбудимых детей более или менее сохранены темп, объем психических процессов и соответственно качество внимания. Они не плохо переключаются с одного вида деятельности на другой. Но работают на низком уровне, так как постоянно отвлекаются. У тормозных учащихся, напротив, более сохранена устойчивость внимания и они могут часами ни на что не отвлекаться, выполняя простую монотонную работу. Но объем и переключаемость внимания у них страдают в наибольшей степени. У всех учащихся с дефектами зрения низкий уровень распределения внимания и они не могут одновременно концентрироваться на двух и более объектах.
Таким образом, послепроизвольное внимание тесно связано с мотивацией познавательной деятельности. Люди, заинтересованные в освоении новой информации или в осуществлении умственной деятельности, могут вызывать у себя послепроизвольное внимание, поэтому меньше утомляются и лучше усваивают получаемую информацию.
Внимание может быть направлено на внешние сигналы и на себя – на свои мысли, переживания, ощущения, движения. В связи с этим выделяют внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание выражается в настороженности, бдительности, готовности к действию. Внутреннее внимание характеризуется углубленностью, сосредоточенностью на своих ощущениях, на предмете размышления. Взгляд при этом направлен как бы внутрь себя, устремлен в одну точку. Такое внимание, как писал выдающийся психолог С.Л.Рубинштейн, есть внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя.
Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга: невозможно быть одинаково сосредоточенным одновременно на внешних сигналах и на внутренних ощущениях или мыслях. Поэтому, по преданию, некоторые философы древности ослепляли себя для того, чтобы внешние впечатления не мешали самосозерцанию, т.е. внутреннему вниманию. Поэтому и младшим школьникам трудно выполнять сразу два задания: писать и слушать объяснение учителя.
Внимание характеризуется многими свойствами, которые можно сгруппировать в зависимости от его направленности (рис.1.2).
Рис. 1.2. Свойства внимания
К свойствам, характеризующим внимание, направленное на один объект, относятся: концентрированность (интенсивность), устойчивость и подвижность (лабильность). К свойствам, характеризующим внимание, направленное на несколько объектов, относятся переключаемость и распределяемость.
Одной из существенных характеристик внимания является его предметность, то есть постоянная направленность на какой-либо предмет, который выступает в роли объекта восприятия. Внимание не может быть ни на что не направленным. Чаще всего объект восприятия (он же – предмет внимания) один, все остальные не воспринимаются, человек «не обращает на них внимания». В связи с этим важно, чтобы при обмене информацией у преподавателя и обучающегося был общий (один и тот же) предмет внимания. Если человек не включился в активную познавательную деятельность, не сосредоточился на конкретном предмете (объекте внимания), расслабился, его внимание не «отдыхает», а обязательно направлено на посторонние объекты или деятельность или будет переключаться с объекта на объект, ни на одном из них не задерживаясь, познавательная деятельность при этом тормозится как побочная, мешающая. Поэтому во время познавательной деятельности следует сознательно направлять внимание на объекты, являющиеся ключевыми, основными.
Объем внимания – это количество объектов, которое человек может воспринимать одновременно и удерживать в сознании. Одновременно человек может охватывать вниманием в среднем 7 ± 2 не связанных между собой (то есть логически независимых) объектов. Большой объем воспринимаемой и изучаемой информации, которую необходимо усвоить, требует увеличение объема внимания. Поэтому важно определить, что именно будет объектом восприятия: отдельные слова, фразы, блоки высказываний, из смысловое содержание, а также тон речи, обстановка, в которой происходит обмен информацией. Объем внимания значительно возрастает, если воспринимаемые объекты (понятия, цифры, знаки, смысловые и функциональные конструкции и т.д.) удается связать в логические системы с единым смыслом. Основной способ – логический анализ изучаемой информации, ее целостное, систематизированное понимание.
Активизация деятельности учащихся на уроке с учетом возрастных особенностей
Из совокупности обязательных уроков в младших, средних и старших классах (два урока еженедельно) складывается основа системы учебно-воспитательной работы по предмету «Физическая культура». Урочная форма занятий является также основной на факультативном курсе по этому предмету для учащихся VII-Х кла ...
Анализ опыта создания экологического пространства в ДОУ
Практическая работа осуществлялась нами на базе ДОУ №22. Рассмотрим, какое экологическое пространство создано в данном дошкольном учреждении для ознакомления детей с природой Забайкальского края. Ознакомление детей с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения ...
Теоретические основы семейного воспитания детей с нарушенным слухом
В процессе формирования и развития личности семья занимает одно из важнейших мест. Воспитание в семье, как отмечали А.Р. Маллер (1986), А.А. Сагдуллаев (1990), М.М. Семаго (1991), Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина (1991, 2003), Т.Г Богданова и Н.В. Мазурова (1998) и другие, первично, значимо в жизни ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.