Значимость внимания и восприятия в жизни человека, их определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны.
Восприятие - это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.
Внимание – важный компонент деятельности человека, требующей организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида (Н.Ф.Добрынин).
На человека одновременно воздействует большое число раздражителей, но он реагирует не на все, а только на те, которые для него наиболее значимы. Внимание, в отличие от познавательной деятельности, не имеет своего содержания. Оно проявляется внутри психических процессов, сопровождает их, характеризует динамику их протекания. Внимание организует всю психическую деятельность индивида. Внимание находится в прямой зависимости от работоспособности (чем выше работоспособность, тем выше внимание). У детей с возбудимым типом нервной системы несколько сохраннее темп, объем и переключаемость внимания, у тормозных детей выше устойчивость. Отмечается адинамичность внимания, которая проявляется в трудности его привлечения к нужным сторонам объекта.
Внимание и восприятие имеют огромное значение в развитии и воспитании ребенка.
По образному выражению К.Д.Ушинского, внимание есть единственная дверь нашей души, через которую проходит все из внешнего мира, что только входит в сознание.
Восприятие и внимание играют важную роль в формировании познавательной и эмоционально-волевой сфер психики ребенка, обеспечивающий эффективность его обучения. Внимание как главное условие осуществления познавательной деятельности обеспечивает возможности успешного обучения. Состояние внимания влияет на всю деятельность ребенка. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в школы, приводит к их дезадаптации в начальных классах. Часты случаи, когда из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности, ребенок испытывает трудности в школе.
Дети с нарушением зрения, в том числе с близорукостью, чаще всего с трудом переключают свое внимание с одного объекта на другой. Низкая устойчивость трудности при распределении внимания, малый объем внимания, а также особенности восприятия - это все говорит об актуальности изучения этой проблемы, с целью коррегирования основных нарушений внимания и восприятия детей с нарушениями зрения для более полноценного их дальнейшего развития.
Исходя из вышесказанного, можно определить цель нашего исследования. Она заключается в изучении особенностей восприятия и внимания у детей младшего школьного возраста с близорукостью.
Объектом исследования является восприятие и внимание учащихся младших классов с нарушением зрения.
План-конспект урока производственного обучения
Цели урока: Обучающая: формирование системы профессиональных умений по приготовлению блюд из фаршированных овощей. Воспитывающая: содействовать формированию самостоятельности, экономно расходовать сырьё, электроэнергию, воспитание ответственного отношения к порученному делу, бережно относиться к об ...
Анализ реформы системы образования и мониторинга
эффективности средних профессиональных учебных заведений
На вершине полномасштабной реформы системы российского образования, безусловно, находится новый Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., т.е. уже с нового учебного года. Причем необходимость проведения реформы российск ...
«Механизмы» нравственного воспитания
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельн ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.