Для того, чтобы научиться выразительному чтению разработаны упражнения, через которые учитель должен провести учащихся, воспитывая внимание к звуку, к слову, к предложению, к абзацу, воспитывая четкость и ясность произношения, звучность и гибкость голоса, чуткость и требовательность слуха. Кроме уроков всестороннего литературного анализа и произношения произведения, целиком, необходимо уделять время, хотя бы часов 5—6 в год, на специальные занятия техникой произношения.
Например.
Неразвитая, нечеткая речь отличается смазанностью звуков, неясной дикцией, недостаточной выявленностью согласных и гласных. Работа над речью должна ставить своей задачей развитие фонетической четкости. Внимание курса грамматики к изучению звуков русской речи должно быть использовано учителем не только для целей орфографии, но и для нужд выразительной речи, для орфоэпии и дикции.
Для этой цели хороши произведения устной народной поэзии:
загадки, пословицы, скороговорки. Загадка зачастую звукоподражательна, эту ее звукоподражательность мы вскрываем в произношении:
Бились попы, колотились попы, пришли в клеть, перевешались. (Цепы)
Произносить нужно, подчеркивая губные звуки б, п, а также
отчеканивая звукоподражательный'ритм загадки (ритм молотьбы).
Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа.
Выделяется свистящее щ, передающее звук косьбы.
— Черныш-загарыш, куда поехал?
— Молчи, кручено-верчено, сам там будешь.
Этот разговор горшка с ухватом основан на воспроизведении шаркающих звуков: чугун задевает под печки, вода шипит на
раскаленных краях чугуна, ухват шаркает по стенкам чугуна. Произношение выделяет шипящие звуки. Вот несколько пословиц, построенных на звукописи (уже не на звукопо
дражании);
Сшутил шут шутку: украл шушун да шубку. Дали голодной Меланье оладьи; она говорит испечены неладно
(ла-ло-ала). С такими же звукосочетаниями загадка о капусте:
Латка на латке, а игла не была.
Малые формы художественной речи, показывающие высокое звуковое мастерство, произносятся в классе по нескольку раз; дети учатся четкому и звонкому произношению, вслушиваются в звуки и в слоги, проходят школу художественной фонетики. Это работа V класса, причем преимущественно в начале года.
Желательно, чтобы дети знали еще в начальной школе о том, что в языке имеются глаголы, междометия, существительные звукоподражательного характера: бах, трах, жужжать, мяукать, поддакивать, кукушка, таратайка, балалайка, барабан, топот, грохот грома и т. д.
Но и в V классе желательно еще раз остановиться на этом явлении речи, ибо поэтический язык всегда и везде использует этот языковой материал для своих целей.
Веселым треском Трещит затопленная печь. Колокольчик 'динь-динь-динь . И т. д.
Эта работа над звучащим словом дает резонанс на всех следующих ступенях общения с художественным словом.
Читая «Бесов», учащиеся передают кружение метели, навязчивую повторность звуков, они сознательно работают над дикцией:
Мчатся тучи, вьются тучи Еду, еду в чистом поле
Невидимкою луна Колокольчик динь-динь-динь
Освещает снег летучий, Страшно, страшно поневоле
Анализ и оценка воспитательного мероприятия
Дата: 30.10.12 Название воспитательного мероприятия: "Я выбираю здоровье" № группы 219 Специальность: технолог продовольственных продуктов Ф.И.О. педагога, проводившего мероприятие: Власова Полина Анатольевна Цели. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью, воспитание взаимопом ...
Особенности личности в старшем школьном возрасте
Старший школьный возраст характеризуется активным формированием так называемого чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня самосознания и играет важную роль в формировании ценностных ориентаций старшеклассников. Выбор профессии молодым человеком принадлежит к категории та ...
Диагностика сформированности фонематического слуха
С целью изучения особенностей формирования у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией было организовано данное исследование, которое состояло из 3 этапов: 1 этап – констатирующий. На этом этапе проводилось изучение фонематического слуха у дошкольников со стёртой дизартрией. 2 этап – формиру ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.