Образование » Выразительное чтение » Упражнения для обучения выразительному чтению по методике М.А.Рыбниковой

Упражнения для обучения выразительному чтению по методике М.А.Рыбниковой

Страница 4

Обучая выразительному чтению прозы, можно исходить из зна­ков препинания, но, в сущности, точек и запятых совершенно не­достаточно; читающий вынужден делать целый ряд остановок, по­мимо запятых, и, обратно, на запятых-то именно зачастую мы и не останавливаемся. 'Выразим графически данное положение:

Бульба по случаю приезда сыновей велел созвать всех сотников и весь полковой чин, , кто только был налицо;

и когда пришли двое из них

и есаул Дмитро Товкач,

старый его товарищ,

он им тот же час их представил,

говоря:

«Вот смотрите, какие молодцы!

На Сечь их скоро пошлю».

Гости поздравили

и Бульбу,

и обоих юношей

и сказали им,

что доброе дело делают

и что нет лучшей науки для молодого человека,

как Запорожская Сечь.

Прочитать десять строчек из сказки Пушкина неизмеримо лег­че, нежели этот абзац прозы Гоголя. Находить логическое ударе­ние, и выдерживать паузы на точках при чередовании простых предложений—дело сравнительно легкое. Вот пример прозаиче­ский:

«Послышался ровный, спокойный шум. Большая, холодная кап­ля упала на колено Егорушки, другая поползла по руке».

Стихов, выдержанных в сравнительно несложном синтаксисе, достаточное количество (и в программе V и VI классов), но про­за Тургенева, Горького, Гоголя, Толстого строится преимуществен­но на предложении сложном. Дать выразительное чтение текстов из «Тараса Бульбы», из «Бежина луга», из «Грозы» Толстого смо­гут очень немногие из шестиклассников.

Итак, VI и VII классам надлежит заняться работой над про­изнесением распространенного и сложного предложения, передан­ного в прозе, а также, конечно, и в стихах.

Рыбникова считает, что необходимость учить выразитель­ному чтению, не только попутно знакомясь с текстом во время разбора, но и на специальных уроках—пусть их будет ничтожное количество. Эти уроки, обучающие толковому и выразительному произнесению распространенного и сложного пред­ложения, в VI и VII классах должны быть отнесены (в смысле учета времени и по сути дела) к урокам русского языка.

Следующая сторона чтения, над которой необходимо рабо­тать,—это понятие части, абзаца и в связи с этим внимание к пе­реходам: от громкого чтения—к более тихому, от медленного—

к более быстрому, от поднятого голоса — к голосу спущенному. Здесь же мы неизбежно используем более сознательно и смену окрасок: от гнева—к печали, от тоски—к радости и т. д.

Эта задача выполняется и V классом, но более бессознательно, скажем, в форме многоголосого чтения. Так, пушкинское «У лу­коморья» начинается (первые шесть строк) и кончается (послед­ние четыре строки) одним голосом,— хор произносит акцентируе­мые строки:

— Там

чудеса.

—• .Там Русью пахнет!

А все остальные дачи подаются отдельными голосами.

Там леший бродит (один голос);

Русалка на ветвях сидит (второй голос)} Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей (третий голос) . И т. д.

Эта система чтения создает большее музыкальное богатство, подчеркивает части целого и позволяет подать каждую часть но­выми голосовыми средствами._

Заставьте отдельного ученика прочитать это стихотворение до многоголосого чтения и после такого чтения. Второе исполнение под влиянием симфонического звучания текста в классе станет и у отдельного ученика более выразительным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Творческая биография Агнии Барто
Барто Агния Львовна (1906-1981), известная детская писательница. Родилась 4 (17) февраля 1906 в Москве в семье врача-ветеринара. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии. В годы учебы, испытывая творческое влияние А.А. Ахматовой и В.В. Маяковского, начала пис ...

Процесс формирования знаний о величине у дошкольников среднего возраста
Цель данного этапа – повысить уровень развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста, находящихся на среднем и низком уровне развития данных представлений. Для реализации этой цели мы предлагаем провести серию дидактических занятий: Игра-занятие «Что делают матрешки?» Цель ...

Диагностика, коррекция и возможности саморазвития
Для начала мы проанализировали несколько известных тестов, подходящих для фронтального исследования внимания. 1. Методика Пьерона–Рузера. Кодирование геометрических фигур в течение 3 минут. Ребенку предлагается закодировать четыре фигуры: ромб — горизонтальная черточка, круг — оставить пустым, квад ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru