Образование » Выразительное чтение » Упражнения для обучения выразительному чтению по методике М.А.Рыбниковой

Упражнения для обучения выразительному чтению по методике М.А.Рыбниковой

Страница 5

То же даст и чтение по ролям. Оно выделяет речь героя (ска­жем, в басне) и заставляет подчеркнуть специфику этой речи: гру­бость Волка, робость и заискивающий тон Ягненка, льстивые нот­ки в монологе Лисы и т. д. Для V—VI классов эта форма работы необходима. Она именно служит целям выделения частей и учит давать каждой части свою окраску. Для V—VI классов подобное чтение (увлекательное для детей)— это прежде всего полезное речевое упражнение.

Поскольку говорится о выделении частей при чтении текста, то работа связана с планированием. И здесь имеется в виду тщательное планирование небольшого отрывка, над которым соби­раемся работать. -

Возьмем отрывок из «Тараса Бульбы». Читаем и составляем

план.

Бульба скоро захрапел.

Одна бедная мать не спала.

Она

была жалка, как всякая женщина того удалого века.

Все обратилось в ней в одно материнское чувство.

Где границы этих частей, т. е. места больших пауз? В чем со­держание каждой части, какова окраска каждого из этих абзацев? Спокойное начало (сон Бульбы); взволнованное чтение, начиная со слов «одна бедная мать не спала». Эти повторения: «Она при-

никла к изголовью, она расчесывала гребнем их кудри, она гляде­ла на них». И высшая точка в выражении ее чувства: «Сыны мои, сыны мои милые!» Затем Гоголь переходит к спокойному рассуж­дению о положении женщины в Запорожье. Эта часть читается чуть быстрее, более низким голосом, тоном исторического коммен­тария. И потом снова, после этого перехода, возвращение к живописи чувств. «Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее»— это читается снова медленнее, с большим количеством логических ак­центировок, с выделением деталей, с лирическим подъемом.

Этот краткий анализ показывает, что. искусство чтения обуслов­лено вниманием к теме и к подтеме, вниманием к тем абзацам» из которых слагается целое. Соседство этих подтем-абзацев долж­но быть использовано чтецом для противопоставлений (спокойный сон отца и бессонная ночь матери), должно быть подчеркнуто пау­зами, переходами голоса. «Чуден Днепр при тихой погоде»—чтение торжественное и мед­ленное, с четкой подачей обстоятельств («когда вольно и плавно|| |!мчит сквозь леса и горы»), с выделением каждого речевого зве­на («полные воды свои»). Чтение этого трудного текста основы­вается на предварительном Чтении сложных предложений, входя­щих в его состав. И первые два абзаца (день и ночь при тихой погоде) идут на величавом и плавном ритме темы. Последний аб­зац—«Когда же пойдут горами по небу синие тучи»—эта заклю­чительная часть читается быстрее, с более подчеркнутыми пере­ходами голоса и с более резкими логическими ударениями: «стра­шен тогда Днепр!»

Чтение такого отрывка, как «Чуден Днепр», требует и членения всего текста на три части (плана), требует членения сложного предложения на логические его доли, на речевые звенья, требует понимания пауз и логических ударений в каждом звене, требует повышения голоса перед запятыми и понижения его к точке. Это чтение потребует умения дать чувство восторга, охватывающего Гоголя при воспоминании о волшебной красоте его родной приро­ды. Такое чтение учитывает изобилие гипербол в тексте «Днепра», восклицательные знаки в обращениях, самую эту форму обраще­ния. Одним словом, задача чрезвычайно трудная. И решит ее удов­летворительно только тот учитель, который вел своих учеников постепенно к пониманию всех этих сторон чтения на более про­стых примерах, и в V и в начале VI класса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Определение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой
У систематически занимающихся плаванием отмечается физиологическое урежение пульса до 60 и менее ударов в минуту. При этом сердечная мышца работает мощно и экономно. Из приведенной таблицы 1 видно, что на первом этапе сердечный ритм возвращался к исходным показателям в течении 5–6 минут, что говори ...

Творческие способности
В 1959 году американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творческих способностей (креативности): "Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опы ...

Методологические основы методики обучения истории
Вопрос о научном статусе методики обучения истории, равно как и методик других учебных предметов, был в центре активных педагогических дискуссий в 50–80-е гг. прошлого века. Тогда её относили к числу и исторических (А.И.Стражев), и педагогических (П.В.Гора, С.А.Ежова и др.) дисциплин. В современном ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru