Система высшего образования Финляндии состоит из двух параллельных секторов: университетов (и приравненных к ним вузов) и профессиональных вузов. Университетская система исходит из принципа тесной связи между научными исследованиями и обучением. Основная функция таких вузов – заниматься научными исследованиями и на основе их достижений вести обучение. В университетской системе можно получить как низшую ученую степень бакалавра, так и высшую степень магистра, а затем защитить диссертацию на степень лицензиата и доктора наук.
Высшие профессиональные учебные заведения, со своей стороны, в большинстве своем представляют собой многопрофильные региональные вузы, деятельность которых отличается тесной связью с трудовой жизнью. Диплом в таких вузах с большим профессиональным уклоном. Как университеты, так и профессиональные вузы расположены по всей стране для обеспечения всем учащимся, независимо от места проживания, равных возможностей для получения образования.
Первое учреждение университетского типа – Королевская Абосская академия – было основано в 1640 г., когда Финляндия входила в состав Швеции. В 1828 г. академия была переведена в новую столицу Великого княжества Финляндского г. Хельсинки и по указу Александра I преобразована в Императорский Александровский университет – ныне Хельсинкский университет, ведущий в стране. Кроме него до середины 90-х гг. XX в. в Финляндии было еще только одно высшее заведение университетского уровня – Высшая технологическая школа (также в Хельсинки). Затем началось бурное развитие высшего образования, котороерпривелоркртому, рчторсейчасрв десяти городах Финляндии насчитывается 20 университетов и приравненных к ним вузов (в двух из них преподавание ведется на шведском языке): 10 многопрофильных университетов, 3 технических вуза, 3 – экономических и 4 – художественных разного профиля. Сеть университетов Финляндии покрывает всю страну, включая самый северный регион – Лапландию.
Задача университетов, определенная законом, – развитие свободной научно-исследовательской деятельности, научного и художественного образования, а также основанного на научных исследованиях учебного процесса. Университеты должны организовать свою деятельность таким образом, чтобы в научно-исследовательской работе и учебном процессе был достигнут высокий мировой уровень с соблюдением принципов этики и общепринятой научной практики. Университеты сами за счет организации вступительных экзаменов принимают новых студентов. Крупнейшие направления обучения – научно-техническое, гуманитарное и естественнонаучное.
Характерная черта учебы в профессиональных вузах – тесная связь с производством, а цель обучения – подготовка студентов к работе в качестве экспертов разных отраслей.
Поступление в профессиональный вуз предусматривает сдачу студенческих экзаменов, т.е. окончание гимназии, или получение среднего профессионального образования. В отличие от университетов все профессиональные вузы содержатся муниципалитетами или частными организациями. Государство, однако, обеспечивает их основное финансирование, его доля составляет 57 процентов. Получение диплома требует 3,5 или 4 года учебы, включая стажировку на местах работы и написание дипломной работы по специальности.
Профессиональные вузы ведут обучение по следующим отраслям: техника и транспорт, управление и торговля, социальные услуги и услуги здравоохранения, сфера культуры, сфера туризма, общественного питания и хозяйственных услуг, возобновляемые природные ресурсы, гуманитарная и педагогическая сфера. Программы обучения для получения диплома утверждаются Министерством просвещения, но решения по учебным планам принимаются учебными заведениями самостоятельно. В 2002 году в виде эксперимента начинается обучение, предусматривающее увеличение объема образования (дополнительно 40–60 учебных недель) в связи с повышением требований в некоторых отраслях.
Авторская песня как средство развития творческой личности
Явление авторской песни стало одним из магистральных в русской культуре второй половины XX столетия и в полноте выразило духовные, социально - исторические грани мироощущения срединных десятилетий века. При очевидной синтетической природе, обусловленной взаимопроникновением поэтического слова, музы ...
Содержание и организация процесса сопровождения
То, что учить разных детей одинаково нельзя - истина, известная каждому педагогу. Но всегда ли удаётся реализовать её в повседневной работе с детьми. Есть ли у вас в классе одарённые дети? Как их выявить? Как учить? Что считать одарённостью? По мнению ученых, количество явно или неявно одарённых де ...
Методы социально-педагогической поддержки детства
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок пол ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.