Обнаружение у ребенка нарушения слуха при рождении или в первые месяцы жизни обычно вызывает у родителей стрессовое состояние, так как изменяются планы, связанные с рождением ребенка, и представление обо всей дальнейшей жизни. В этой ситуации, как отмечают А.А. Сагдуллаев (1990), М.М. Семаго (1991), В.В. Ткачева (1999), Е.Г. Речицкая (2004) одни родители могут со временем пересмотреть свою жизненную программу, другие же не в состоянии справиться с этим собственными силами. Они либо отказываются от ребенка, либо, оставив его в семье, не могут примириться с его дефектом. Крайним проявлением может быть возникновение чувства потери смысла жизни, в случае нежелания человека пересмотреть свою жизненную концепцию, что может привести к тяжелым невротическим реакциям.
Качественные изменения в семьях, имеющих детей с нарушением слуха, проявляются на нескольких уровнях:
1. Социальный уровень. Семья, после рождения ребенка с проблемами в развитии, сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей. Также происходят изменения в социально-экономическом плане – у родителей появляются особые, как правило, долговременные материальные потребности, затраты, связанные с лечением, воспитанием и развитием ребенка с проблемами в развитии. Как отмечает А.А. Сагдуллаев (1990), в данной ситуации важно, чтобы семья не замыкалась на своем горе, не уходила в себя, не стеснялась своего ребенка с проблемами в развитии. Так как, сохраняя контакты с обществом, родители способствуют как социальной адаптации своего ребенка, так и формированию у здоровых людей правильного отношения к ребенку с нарушением слуха.
2. Соматический уровень. У матерей ребенка с проблемами в развитии могут наблюдаться различные соматические заболевания, астенические и вегетативные расстройства из–за переживаний, превышающих уровень переносимых нагрузок, что (Майрамян Р.Ф., 1976; Вишневский В.А., 1985). Стресс, вызванный рождением ребенка с проблемами в развитии, может привести к повышению раздражения и постоянному ощущению внутреннего беспокойства, нарушениям сна и аппетита, к появлению головной боли, колебаниям артериального давления, со временем увеличивающиеся, и к другим отклонениям в состоянии здоровья родителей. У матерей детей с проблемами в развитии достаточно часто можно наблюдать развивающееся невротическое состояние, что неблагоприятно сказывается на ребенке, потому что тревога, беспокойство матери передаются ребенку. В этом случае у него не формируется естественное чувство безопасности, защищенности, при взаимодействии с матерью, что еще более осложняет психическое развитие ребенка. У него могут возникнуть вторичные эмоциональные и поведенческие нарушения.
3. Психологический уровень. Рождение ребенка «не такого как у всех» является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Стресс оказывает сильное деформирующее влияние на психику родителей и является причиной травмирующего изменения сформировавшихся в семье стереотипов. Обретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. Это объясняется многими причинами: психологическими особенностями личности самих родителей, способностью принять или не принять ребенка с нарушением слуха, комплексом расстройств, характеризующих дефект, воздействием общества при контактах с данной семьей.
М.М. Семаго (1991), Т.Г. Богданова и Н.В. Мазурова (1998), Е.М. Мастюкова и А.Г. Московкина (2003) отмечают, что все многообразные реакции родителей на рождение ребенка с проблемами в развитии проходят четыре основные фазы психологического осознания данного факта:
– растерянность и страх, при этом родители испытывают неослабевающее чувство вины и оказываются не в состоянии адекватно понять и переработать полученную информацию;
- негативизм, отрицание поставленного диагноза, которое является способом устранения эмоциональной подавленности, тревоги и направлено на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды или чувство стабильности семьи. Крайней формой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо коррекционных (медикаментозных) мероприятий;
- депрессия, переходящая в гнев. Это связано с осознанием диагноза и понимания его смысла, в результате родители погружаются в депрессию, в крайних случаях может привести к стремлению изоляции и изменить взаимодействие родителей с другими членами семьи или даже с обществом;
- начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, установление адекватных эмоциональных контактов со специалистами и достаточно разумное поведение в плане следования их советам. Именно на этом этапе, как отмечают Е.М. Мастюкова и А.Г. Московкина (2003), родители принимают дефект, вырабатывают позитивные установки по отношению к себе и ребенку.
Методы исторического познания
Историко-генетический метод. Гносеологическая суть и логическая природа. Функции историко-генетического метода в историческом исследовании. Характерные черты. Описательность, фактографизм и эмпиризм. Опыт применения в конкретно-исторических исследованиях. Историко-сравнительный метод. Понимание ист ...
Понятие творчески саморазвивающейся личности
Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных необходимых признаков, которые всякий раз проявляются не изолированно, а интегративно, в их целостном единстве. Для творчества характерно: а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи; б) социальна ...
История зарождения
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о её существовании. Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - потребность жизни. Наступило ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.