При такой позиции, как отмечает Г.А. Буткина (1979), происходит эмоциональное отчуждение родителей и членов семьи по отношению к ребенку с нарушением слуха. Ребенок замыкается в своем внутреннем мире, в который он не допускает родителей, а родители и не стремятся в него проникнуть. Для таких семей характерно отсутствие живой потребности в общении друг с другом. В некоторых случаях «неприятие» доходит до безнадзорности, как правило, в семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем.
Гипоопека создает и обостряет у ребенка с проблемами в развитии чувство своей неполноценности и ничтожности. Это создает у него глубокую тревожность и заниженную самооценку. Ребенок растет неприспособленным к жизни. Часто такое воспитание ведет к формированию асоциальных черт характера. Если такое воспитание стабильно и длится достаточно долго, то это может привести даже к нервно-психическому заболеванию ребенка.
Таким образом, позиция и отношение родителей к ребенку с нарушением слуха, к его дефекту взаимосвязаны. Специалисты при работе с родителями, воспитывающих детей с нарушением слуха, должны учитывать вышеописанные реакции и типы взаимоотношений в семье.
Супруги могут придерживаться различных позиций по отношению к ребенку с нарушением слуха и его дефекту, что может привести к проблемам в семейной жизни, к конфликтам между супругами, в крайних случаях к разводу.
А.А. Сагдуллаев (1990), М.М. Семаго (1991), С.М. Хорош (1991), В.В. Ткачева (1998), Е.М. Мастюкова и А.Г. Московкина (2003) отмечают, что появление в семье ребенка с отклонением в развитии изменяет устоявшийся уклад и взаимоотношения между супругами. Пониженный фон настроения, постоянное беспокойство, раздражительность матери, полное самоотречение, сосредоточение ее внимания на ребенке, формирует у отца не проходящее чувство дискомфорта, эмоционально болезненное состояние.
В этот период брак испытывается на прочность. Многое зависит от семейной ситуации, сложившейся до рождения ребенка с проблемами в развитии. В тех случаях, когда взаимоотношения супругов и раньше были плохими, рождение больного ребенка является лишь поводом для развода.
После рождения ребенка с проблемами в развитии в семье возникает напряженность, так как родители начинают искать родственников с той или другой стороны, «ответственных» за наличие дефекта у их ребенка. Это приводит к взаимным обвинениям, недоверию, чувству вины и собственной неполноценности, а также может быть причиной дисгармонии супружеских отношений, поводом для развода и личной неприязни.
Напряженная обстановка в семье, как отмечает Е.И. Исенина (1999), может возникнуть из-за соревнования между родителями и ближайшими родственниками за привязанность ребенка к кому-либо из них: кто лучше понимает, к кому идет малыш когда ему больно. Это может привести к чувству ущербности у одного из родителей и углублению кризиса семейной жизни.
Как отмечает Г. Юн (1987), у отцов возникает больше проблем психологического плана, особенно если ребенок с проблемами в развитии – единственный. Это связано с тем, что отец, как правило, больше поглощен мыслями, каким вырастет ребенок, что в дальнейшем ждет его. И если он не видит никаких перспектив, а жена полностью замкнулась, ушла в свой внутренний мир и при этом поглощена уходом за ребенком, то будущее ему начинает представляться совершенно беспросветным и муж может покинуть семью.
Если семья неполная (матери – одиночки, родители находятся в разводе и т.д.), то в ней возникает функциональная пустота, когда одна из ролей необходимых для успешного функционирования семьи никем не выполняется отмечает, что реакция девочек на развод обычно легче, чем у мальчиков, для которых психологически важны сохранившиеся контакты с отцом. У детей из распавшихся семей, как правило, наблюдаются более выраженные эмоциональные нарушения и трудности межличностного общения.
Большое значение в семье с ребенком с нарушением слуха имеет поведение родителей и других членов семьи. От поведения отца во многом зависит эмоциональное состояние матери, ее душевное равновесие. Невроз у матери, пишет А.И. Захаров (1993), предшествует развитию невроза у ребенка, способствуя возникновению конфликтных отношений в семье и проблем в воспитании ребенка.
Крайне неблагоприятное влияние на семейную атмосферу и на развитие ребенка с нарушением слуха оказывают грубые, неуважительные отношения между супругами, применение физических наказаний. Наиболее благоприятное отношение складывается в тех семьях, где каждый член семьи старается лучше понять проблемы ребенка с нарушением слуха, не забывая при этом о потребностях других. Но тяжелые переживания в первоначальный период, хотя и приглушаются со временем, все же не исчезают совсем и могут обостряться в определенный период жизни семьи в связи с важными событиями.
Упражнения для развития координации движений в танцевальной деятельности
Координация - умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой, ...
Сенсорные эталоны как средство формирования экологических представлений
дошкольников
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст н ...
Положительное влияние плавания: закаливание организма детей и совершенствование механизма терморегуляции, повышение иммунологических свойств
Раннее плавание является замечательным стимулом к активному развитию малыша, воздействует практически на все органы и системы детского организма. Это универсальное средство закаливания, физического развития, воспитания. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, орган ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.