Особенности обучения и воспитания детей с нарушением слуха в условиях семьи рассматриваются в работах Б.Д. Корсунской (1970), Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсоновой, Е.А. Ивановой (1991); Н.Д. Шматко и Т.В. Пелымской (1995), З.А. Пономаревой и Е.Т. Логиновой (1997), Л.В. Андреевой (2005) и др.
Воспитание ребенка с нарушенным слухом в семье должно быть основано на знании родителями и специалистами возрастных особенностей и изменений ребенка, и в связи с этим должны быть созданы условия для смягчения кризисных периодов формирования личности ребенка. Родителям детей с нарушениями слуха необходимо объяснять значимость раннего начала коррекционной работы.
Специалисты делают акцент на необходимость контроля над слухом ребенка со стороны родителей в тех семьях, где есть факторы риска, связанные с возникновением нарушения слуха (наличие неслышащих детей или членов семьи, перенесение ребенком заболеваний, которые могут обусловить снижение слуха, использование ототоксических антибиотиков). Этот контроль предполагает внимательное отношение к реакциям ребенка на звуки уже в первые месяцы жизни, фиксацию внимания на речевые реакции, гулении, характере лепета. В случае подозрений на снижение слуха у малыша необходимо обращение к врачу – сурдологу. В некоторых случаях родители или врачи замечают снижение слуха на первом году жизни ребенка. Но, в большинстве случаев, тяжелые нарушения слуха выявляются после года. Чем раньше начата развивающая и коррекционная работа, тем лучше будут ее результаты.
Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко (1995), З.А. Пономарева (1997, 2006), Л.А. Головчиц (2001), Л.В. Андреева (2005) выделяют следующие задачи, которые решают родители, воспитывая детей с нарушением слуха в семье:
- сохранение, укрепление и развитие физического, психического и нравственного здоровья ребенка;
- развитие познавательной деятельности;
- формирование бытовых, коммуникативных, трудовых и учебных умений;
- развитие творческих способностей, расширение кругозора;
- формирование слухового восприятия и усвоение устной речи;
- формирование словесной речи при использовании остаточного слуха с помощью индивидуального аппарата;
- развитие речевого общения в различных ситуациях;
- формирование социального, межличностного, культурного опыта, способствующего успешности дальнейшей самостоятельной жизни ребенка.
В период дошкольного детства родители самостоятельно выбирают, будет ли ребенок с нарушенным слухом воспитываться дома, в дошкольном учреждении для слышащих детей или в специальном детском учреждении.
В случаях, когда предпочтение отдается домашнему воспитанию или дошкольному учреждению для слышащих детей, ребенку с нарушенным слухом оказывают коррекционно – педагогическая помощь: – сурдопедагоги сурдологических кабинетов системы здравоохранения; – педагоги консультативных групп или групп кратковременного пребывания, организованных при специальных дошкольных учреждениях; – специалисты центров реабилитации слуха и речи.
Как отмечают в своих работах Б.Д. Корсунская (1970), Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова (1990), Л.А. Головчиц (2001), Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко (2003), Е.М. Мастюкова и А.Г. Московкина (1991, 2004), одним из главных условий развития ребенка с нарушением слуха является правильный подбор индивидуального слухового аппарата и установка режима его работы. Так как чрезмерное усиление звуков в аппарате вызывает неприятные ощущения, и ребенок наотрез отказывается его носить. Специалистам необходимо проинструктировать родителей о правилах использования слухового аппарата (наличие индивидуальных вкладышей, правила ношения аппарата и ухода за ним) и показать им основные приемы работы с ребенком.
Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова (1990), Л.А. Головчиц (2001), Е.М. Мастюкова и А.Г. Московкина (1991, 2004) подчеркивают, что родителям следует учитывать важность правильного подбора слухового аппарата и знать, что эффект может быть достигнут только в результате его продолжительного ношения и длительной, систематичной работы по развитию слухового восприятия.
Общение в семье имеет большое значение для развития ребенка с нарушением слуха, так как оно является стимулом овладения различными видами деятельности и условием развития понимания и использования речи. При общении с ребенком родителям необходимо помнить, что речь должна быть «нормальной» (не утрированной), эмоционально окрашенной, сопровождающейся естественной мимикой лица и жестами. При этом ребенок имеет возможность хорошо видеть лицо взрослого, и его внимание привлечено к движениям губ.
В работах Б.Д. Корсунской (1970), Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсоновой, Е.А. Ивановой (1991); Н.Д. Шматко и Т.В. Пелымской (1995); З.А. Пономаревой и Е.Т. Логиновой (1997); Л.А. Головчиц (2001); Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной (1991, 2004); Л.В. Андреевой (2005) и других отмечается важность и необходимость проведение работы по развитию речи у детей с нарушением слуха в условиях семейного воспитания. Данная работа направлена на формирование языковой способности, овладение речевым процессом, накопление словаря, уточнение значений слов и построение фраз на основе различных видов деятельности.
Применение игрового метода в учебно-тренировочном
процессе
Игра - одна из основных форм деятельности ребенка. В жизни детей она занимает особенно важное место. Понятие игры охватывает многие весьма разнообразные явления: от простейших движений младенца с погремушкой до спортивных игр. Большинство музыкально - двигательных упражнений имеет понятное детям со ...
Социально-психологические типы личности ребенка, соответствующие определенному
стилю семейного воспитания
В.М. Минияров выделяет следующие основные семь характерологических свойств личности ребенка, которые вытекают из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и средств педагогического воздействия и о которых говорил в свое время Э. Берн. Получае ...
Методические разработки игр для развития музыкальных способностей младших школьников
Во время прохождении практики в младших классах я использовала различные игры для развития музыкальных способностей: для развития звуковысотного, тембрового, диатонического слуха, развития чувства ритма, музыкальной памяти, детского творчества. С помощью игр уроки у меня проходили интереснее. В дид ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.