Родителям необходимо проводить с ребенком с нарушением слуха, учитывая его возможности, занятия по развитию устной и письменной речи, по обучению чтению. Для поддержания интереса и с учетом возрастных особенностей детей занятия проводятся в форме игр, с использованием различных игрушек, предметов, палочек, шариков, разноцветных картинок и других дидактических материалов.
Все занятия родителей с детьми с нарушением слуха проводится с целью их общего развития, и включают упражнения по развитию мелкой моторики и восприятия (зрительного, тактильно – двигательного), вибрационной чувствительности, ознакомление с окружающими предметами, рисование, лепку, конструирование, а также упражнения по музыкальному воспитанию.
Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова (1991); Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко (2003); Л.В. Андреева (2005) и другие авторы в своих работах отмечают необходимость раннего начала работы по развитию слухового восприятия у детей с нарушением слуха в условиях семейного воспитания. В содержание работы по слуховому восприятию входят знакомство со звучанием музыкальных игрушек (бубна, звонка, свистка и др.), различение и опознавание на слух знакомого речевого материала и т.д.
Как отмечает Л.А. Головчиц (2001), в семье должно проводиться трудовое и физическое воспитание ребенка с нарушением слуха для полноценного его развития. Физическое воспитание ребенка с нарушением слуха
в семье включает обучение основным движениям, выполнение обще развивающих упражнений в помещении и на свежем воздухе, развитие пространственной ориентировки и координации движений, формирование правильной осанки, закаливание, упражнение на развитие дыхания (увеличение емкости легких).
Трудовое воспитание ребенка с нарушением слуха в семье включает:
– воспитание гигиенических навыков и поведения в быту;
- хозяйственно бытовой труд, направленный на выполнение определенных обязанностей в семье;
- расширение представлений о труде взрослых,
- труд; предполагающий участие ребенка в работе на участке, уходе за комнатными растениями;
- ручной труд, в процессе которого дети учатся изготовлять поделки из бумаги, картона природного материала.
Большое значение для эффективного развития детей с нарушением слуха имеет правильно продуманная организация жизненного пространства.
В своих работах Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина (1991, 2004) отмечают, что дети с нарушением слуха овладевают нормами и правилами нравственного поведения, опираясь на пример родителей, на их взаимоотношения с ним и друг с другом.
Поэтому для формирования культуры поведения ребенка в обществе, развитие культуры речевого общения во многом зависит от нравственного норм поведения и образа жизни родителей и других членов семьи. Например, для воспитания у ребенка с нарушением слуха чувства прекрасного родители посещают с ним музеи, театры, организуют экскурсии по историческим местам, вместе просматривают и обсуждают фильмы, беседуют о совместно прочитанных книгах.
Таким образом, все виды деятельности ребенка в условиях семейного воспитания носят развивающий характер и являются основой для формирования речи: накопления словаря, уточнения значений слов и фраз, понимания и развития самостоятельной речи. Весь речевой материал используется в общении с взрослыми и другими детьми в связи с наблюдениями за предметами и явлениями, играми и упражнениями, различными видами изобразительной деятельности и конструирования. И именно в семье происходит нравственное воспитание ребенка с нарушением слуха путем впитывания принятых норм поведения родителей.
Таким образом, анализ литературных источников показывает, что необходимость психологической и коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с нарушением слуха, объясняется тем, что рождение ребенка с нарушением слуха вносит определенную напряженность в отношения между супругами.
Содержание психолого – педагогической работы с родителями, воспитывающими детей с нарушением слуха определяется цели и задачами, решаемыми педагогами, специалистами в процессе ее проведения.
Основной целью совместной деятельности специалистов и семьи является привлечение родителей к активной, систематичной коррекционной работе по воспитанию и образованию детей с нарушениями слуха.
Мы рассмотрели проблемы воспитания в семьях, имеющих детей с нарушением слуха с различных сторон: роль семьи в воспитании и развитии детей, реакции родителей на появление в семье ребенка с нарушением слуха и типы их отношений к дефекту, формы организации коррекционно – педагогической работы с родителями, воспитывающих детей с нарушением слуха.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что ребенок с нарушением слуха еще больше зависим от окружающих его людей и, в первую очередь, от родителей, чем нормально слышащий ребенок. Родители заботятся о нем, содействуют его физическому и духовному развитию.
В «Семейном кодексе Российской Федерации» нашли отражение изменения в политической и социально-экономической жизни страны, непосредственно затрагивающие социальные институты общества, такие, как брак и семья. Ведущая тенденция нового кодекса – стремление рассматривать ребенка как самостоятельного субъекта права. В связи с этим основополагающий принцип документа – определение правового статуса ребенка в семье, исходя из его интересов, а не из прав и обязанностей родителей. В соответствии с этим документом ребенок имеет право:
Уровень притязаний младшего школьника
Термин "уровень притязаний" был введен в школе немецкого психолога К.Левина. Первое значительное исследование процесса выбора уровня притязаний принадлежит Ф. Хоппе. Он же открывает возможность широкой трактовки этого концепта, интерпретируя его как цель последующего действия. Ф. Хоппе вв ...
Виды игр при обучении экономике
Ролевая игра как стратегия обучения дает возможность оформления учебного процесса в виде игровой деятельности и имитации конфликтных ситуаций из жизни общества. Особый дидактико-методический интерес к ролевой игре обусловлен предположением, что существует прямая связь между ролевой игрой и жизненны ...
Авторская песня как средство развития творческой личности
Явление авторской песни стало одним из магистральных в русской культуре второй половины XX столетия и в полноте выразило духовные, социально - исторические грани мироощущения срединных десятилетий века. При очевидной синтетической природе, обусловленной взаимопроникновением поэтического слова, музы ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.