В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степень владения ими определяет ход мыслительного процесса и его результат, а, следовательно, и продуктивность познавательной деятельности.
По словам Н.Б. Истоминой, развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.
Ещё Я.А. Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя она очень нужна. Надо искать мотив радости в самом процессе обучения. Но в чём именно? Ребёнок рисует, продуктом его труда является рисунок. Совсем иное дело – учебная деятельность. В ней ребёнок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их. Однако при этом никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности – это изменение самого ученика, его развитие.
Человек, как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, активизирует волю, энергию – все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности.
Как основа здорового бытия, деятельность является важнейшим источником обогащения школьников опытом социальных отношений и общественного поведения.
Деятельность – это категория общественно-историческая. В действительности любая индивидуальная деятельность неразрывно связана с деятельностью общества, любой индивид с другими людьми.
Педагоги и психологи дают следующие определения понятию «деятельность».
С точки зрения А.Н. Леонтьева, деятельность – это реальная связь субъекта с объектом, в которую необходимым образом включена психика.
С точки зрения Р.С. Немова, деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
А.В. Петровский рассматривает деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью.
Во всех рассматриваемых определениях можно отметить общую мысль: деятельность – это форма активного отношения к действительности, через которую устанавливается реальная связь между человеком и миром, окружающим его.
Деятельность человека, как самостоятельная активность, формируется и развивается в связи с формированием и развитием его сознания. Она же служит основой формирования и развития сознания, источником его содержания.
Большинство педагогов придерживается такой точки зрения: понятие деятельность широко и многогранно, но деятельность всегда имеет задачную структуру. Любой ее вид представляет собой творческий процесс, в котором проявляется активность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость личности. В конечном итоге деятельность направлена на преобразование окружающей действительности.
Деятельность можно охарактеризовать так:
1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер.
2. Деятельность человека связана с предметом материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития.
3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни.
4.Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории.
Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов.
Познание ребенком предметов и явлений окружающей действительности начинается очень рано. Уже на первом году жизни ребенка привлекает все новое, у него возникает живая ориентировка на окружающие его предметы как элементарная форма познания: любопытство, любознательность. Представление об окружающей действительности ребенок получает самыми разнообразными путями. Какой бы деятельностью не был занят ребенок, в ней обязательно присутствуют элементы познания, т.е. ребенок обязательно что-нибудь узнает о тех предметах, с которыми играет.
Предметом деятельности ученика в процессе обучения являются действия, выполняемые им для достижения предлагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Важнейшими качествами этой деятельности являются: самостоятельность, которая выражается в самокритичности и критичности; познавательная активность, проявляющаяся в интересах, стремлениях и потребностях и т.д.
Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков
При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет ...
Динамика творческих показателей дошкольников при использовании
непредметного рисования
В таблицах 3.2 приведены исходные показатели и исходные результаты тестирования дошкольников в экспериментальной группе. Таблица 3.2. Результаты исходного тестирования показателей сформированности творчества дошкольников в экспериментальной группе. № п/п Испытуемые Индекс оригинальности (по П. Торр ...
Причины деформации опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного
возраста
С позиции физиологических закономерностей осанка ребенка является динамическим стереотипом и в младшем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Неодновременное развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы в этом во ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.