Следует отметить, что активизация познавательной деятельности учащихся – это система действий учителя, создающая стимулы, побуждающие учащихся активно включаться в работу по овладению учебным материалом. Именно активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности.
Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, нужно стараться пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяются на уроке.
Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.
Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей – одно из важнейших положений дидактики. Ощущение и понятие – различные ступени единого процесса познания.
В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами.
Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний и развитию школьников.
Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления учащихся. Это правило относится не только к средним и старшим, но и к начальным классам. Опираясь на восприятие младшими школьниками множеств и отношений между ними, надо уже в 1-м классе постепенно переходить к обобщению наглядных отношений, добиваясь их понимания в отвлеченном плане. Так, проделав умножение и деление на квадратиках или кружочках в пределах двух десятков, следует перейти к уяснению связи между умножением и делением, взаимно обратных отношений между этими арифметическими действиями.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. Дидактическими называются игры, которые проводятся в процессе обучения. Они вызывают у детей живой интерес к процессу познания, активизируют их деятельность, помогают лучше усвоить программный материал.
Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребёнку в классе, является творческая работа детей. Творческие задания, при выполнении которых дети что-то придумывают, составляют, придумывают, изобретают, должны предлагаться систематически.
На уроках математики одним из средств активизации познавательной деятельности являются упражнения. В своей работе учителя используют приём варьирования заданий, которые даны в учебнике, что в свою очередь тоже является средством активизации познавательной деятельности учащихся. Приведём конкретные приёмы варьирования заданий.
Общие методические требования к занятиям
Занятия проводятся с группой по 10-15 детей. - продолжительность занятия – 30 минут. - на каждом занятии надо создавать положительный эмоциональный фон, чаще предлагать детям игровые задания и вводить музыкальное сопровождение. - занятие должно состоять из 3 частей: вводной, основной, заключительно ...
Правила организации занятий гимнастикой с детьми, имеющими нарушение осанки
Наиболее часто встречающаяся рекомендация – проводить занятия групповым методом по 10-15 человек. Наиболее распространен в работе с дошкольниками метод: игровой. Для комплектования групп обязательно учитывается вид нарушения осанки и возраст ребенка. Так, для дошкольников возрастной шаг не должен п ...
Причины снижения уровня интеллекта детей
Одной из проблем в младшем школьном возрасте остается умственная отсталость, несмотря на то, что внимание многих специалистов (педагогов, врачей, психологов, гигиенистов, социальных работников) направлено на изучение причин этого явления, которое, вероятнее всего, носит комплексный характер. О ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.