Материалом для проверки сформированности лексических средств и навыков языковых действий у детей по данным компонентам языковой базы послужили задания, аналогичные тем, что использовались в констатирующем эксперименте. Задания проводились с элементами игры. Использовались в основном дидактические и речевые игры. Результаты выполнения заданий детьми экспериментальной группы были проанализированы по следующим критериям:
- степень самостоятельности при выполнении заданий;
- адекватность к поставленной языковой задаче;
- соответствие лексического оформления высказывания языковой форме.
Данные контрольного исследования показали наличие положительной динамики в формировании лексики у детей с ОНР.
Изучение результатов контрольного эксперимента и их сравнительный анализ позволили сделать вывод об уровне языкового развития детей с ОНР после специального обучения.
Сравнительные данные результатов экспериментального обучения направленного на формирование лексики детей экспериментальной группы до и после обучения отражены в таблице №6.
Уровень сформированности лексики детей до начала обучения зависел от уровня овладения лексическими навыками.
Контрольное обследование группы детей с ОНР, проведенное нами после окончания экспериментального обучения, показало эффективность предложенной нами методики. В таблице 6 видно: на сколько улучшились показатели детей экспериментальной группы после проведенного нами обучения, т.е. показатели детей значительно улучшились. Это свидетельствует о том, что мы верно подошли к решению поставленной перед нами цели и правильно подобрали методики и способы ее решения. Так же для того чтобы наиболее наглядно показать результат, которого мы достигли по итогам проведенной нами работы, мы отобразили на графике, приведенном ниже:
- красный - уровень развития лексического строя детей контрольной группы;
- синий - уровень развития лексики детей с ОНР до начала обучения;
- зеленый - уровень развития лексики у детей с ОНР после обучения.
Сравнительный график развития лексического строя речи детей контрольной группы с детьми экспериментальной группы
Рис.
- красный - уровень развития лексического строя детей контрольной группы;
- синий - уровень развития лексики детей с ОНР до начала обучения;
- желтый - уровень развития лексики у детей с ОНР после обучения.
Таблица 6. Сравнительные показатели сформированности лексики детей экспериментальной группы до и после обучения
Уровни выполнения заданий |
Виды экспериментальных заданий | |||||||
Уровень сформированности навыков (в %) | ||||||||
Пассивный словарь |
Активный словарь |
Семантическая структура лексическая системность |
Словообразование | |||||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
До |
После | |
Высокий |
13,3 |
26,5 |
6,6 |
11,8 |
20 |
31,2 |
3,3 |
8,7 |
Средний |
53,4 |
73,5 |
53,4 |
88 |
47,6 |
68,8 |
46,7 |
71,3 |
Низкий |
33,3 |
- |
40 |
- |
33,3 |
- |
40 |
- |
Правовое положение автономного учреждения
В соответствии с действующим законодательством одним из принципов государственной политики в социальной сфере является наличие автономии юридических лиц. Под автономией, прежде всего, понимается независимость в управлении, которой государство наделяет некоммерческие организации для осуществления им ...
Организация коррекционно-педагогической работы, осуществляемой в дошкольном образовательном учреждении для детей умственно отсталых
Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств. В специализированном дошкольном учреждении решаются следующие блоки задач: диагностические, ...
Методики исследования внимания и восприятия
1. Корректурная проба. Данная методика впервые предложена Bourdon в 1895 г. Она используется для исследования устойчивости внимания и способности к его концентрации. Корректурная проба очень проста и не требует специальных приспособлений, кроме бланков и секундомера. Бланки представляют собой ряды ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.