В первую очередь отрабатывался продуктивный суффикс — ИК.
Затем отрабатывались менее продуктивные суффиксы: -ЧИК, -ОЧК, -ЕЧК, -Ц.
Предусматривалось также овладение детьми навыками:
- образования существительных с помощью суффикса —НИЦ,-ИНК;
- образования названий детенышей животных;
- образования существительных, обозначающих профессии, с помощью суффиксов -ЩИК, -ЧИК,-ИЦ,-НИЦ;
- образования прилагательных от существительных;
- образования возвратных глаголов;
- образования и дифференциации глаголов совершенного и несовершенного видов.
Проводилась работа по дифференциации приставочных глаголов ( приставки: в-, вы-, при-, от-, у-, пере-).
Дети овладевали навыками образования существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Работа над словообразовательными аффиксами.
- Образование слов с заданным значением с помощью логопеда (например, давалось задание назвать ласково предметы или соответствующим словом назвать маленькие предметы: косичка, лисичка). При этом подбирались слова с одинаковыми словообразующими аффиксами (по значению и звучанию);
- Выделение общей морфемы;
- Закрепление значения аффикса;
- Анализ звукового состава морфемы;
- Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.
При формировании словообразования широко использовался прием сравнения. Сравнение осуществлялось в двух планах:
- сравнение ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом:
уточняется, что общего в этих словах по значению и звучанию;
- сравнение родственных слов (мотивирующего и производного):
определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.
Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов использовались графические схемы слов. При этом вначале составлялась графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.
Использовались следующие виды заданий и упражнений:
1 ) Образование уменьшительно-ласкательных форм существительного с помощью картинок (игра «Назови ласково») с использованием продуктивных суффиксов —ИХ, -ЧИК, -ОЧК, -ЕЧК, -ИЦ, -Ц.
Например: куст — кустик, шкаф — шкафчик, ваза— вазочка, кошка кошечка, платье — платьице, дерево — деревце.
2) Образование существительных с помощью суффикса НИЦ со значением вместилища (игра «Что для чего?).
Пример: сахар - сахарница.
3)Образование названий детенышей животных (игра «Назови детенышей животных»).
Пример: у кошки — котенок, у собаки - щенок, у лошади - жеребенок.
Образование названий профессий (игра («Как назвать того, кто .»).
Пример: варит - повар, учит - учитель, продает — продавец.
Формирование навыков образования относительных и качественных прилагательных.
- Образование прилагательных от существительных.
- Образование притяжательных прилагательных (игра «Кто хозяин?)
- Формирование навыков образования относительных прилагательных (игра «Угадай из чего сделано?»).
Игра «Сравни предметы».
Работа над словообразованием глаголов.
Работа над возвратными глаголами (игра «Чем отличаются слова?», «Кто умывает, а кто умывается?»).
- Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.
I этап — при помощи приставок (игра «Что делает мальчик?»
Пример: мальчик несет — мальчик принес).
Образовать от данных слов однокоренные слова с помощью приставок - в, - вы, - при, - от, - у, -пере.
Например: бегать — прибегать, выбегать, убегать.
II этап — при помощи суффиксов.
Игра «Что делает мальчик?»
Пример: мальчик умывается — мальчик умылся.
Задания в импрессивной речи: выполнение действий по заданию, показ картинки по заданию.
Контрольный эксперимент проводился на базе МОУ Детский сад № 41 г. Воскресенска Московской области.
В контрольном эксперименте приняло участие 15 детей с общим недоразвитием речи, составляющих экспериментальную группу.
Его цель состояла в том, чтобы проверить эффективность коррекционно-логопедической работы, проведенной с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи III уровня речевого развития; установить возможности компенсации дефектов усвоения системы языка и развития навыков коммуникативной деятельности.
Профессионально обусловленные требования к личности педагога
Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практичес ...
Пути развития классического университета Украины за годы независимости
Коренные преобразования в содержании высшего образования связаны с разработкой и внедрением в 1988-93 гг. новых учебных планов, в которых реализован дифференцированный подход к подготовке специалистов для педагогической, производственной и научно-исследовательской деятельности. Существование этих п ...
Развитие речи ребенка на 6 году жизни
У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание карти ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.