Образование » Выявление специфических трудностей в овладении лексическим строем речи у детей с общим речевым недоразвитием » Формирование навыков словообразования у дошкольников с ОНР

Формирование навыков словообразования у дошкольников с ОНР

Страница 2

В первую очередь отрабатывался продуктивный суффикс — ИК.

Затем отрабатывались менее продуктивные суффиксы: -ЧИК, -ОЧК, -ЕЧК, -Ц.

Предусматривалось также овладение детьми навыками:

- образования существительных с помощью суффикса —НИЦ,-ИНК;

- образования названий детенышей животных;

- образования существительных, обозначающих профессии, с помощью суффиксов -ЩИК, -ЧИК,-ИЦ,-НИЦ;

- образования прилагательных от существительных;

- образования возвратных глаголов;

- образования и дифференциации глаголов совершенного и несовершенного видов.

Проводилась работа по дифференциации приставочных глаголов ( приставки: в-, вы-, при-, от-, у-, пере-).

Дети овладевали навыками образования существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Работа над словообразовательными аффиксами.

- Образование слов с заданным значением с помощью логопеда (например, давалось задание назвать ласково предметы или соответствующим словом назвать маленькие предметы: косичка, лисичка). При этом подбирались слова с одинаковыми словообразующими аффиксами (по значению и звучанию);

- Выделение общей морфемы;

- Закрепление значения аффикса;

- Анализ звукового состава морфемы;

- Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.

При формировании словообразования широко использовался прием сравнения. Сравнение осуществлялось в двух планах:

- сравнение ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом:

уточняется, что общего в этих словах по значению и звучанию;

- сравнение родственных слов (мотивирующего и производного):

определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов использовались графические схемы слов. При этом вначале составлялась графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.

Использовались следующие виды заданий и упражнений:

1 ) Образование уменьшительно-ласкательных форм существительного с помощью картинок (игра «Назови ласково») с использованием продуктивных суффиксов —ИХ, -ЧИК, -ОЧК, -ЕЧК, -ИЦ, -Ц.

Например: куст — кустик, шкаф — шкафчик, ваза— вазочка, кошка кошечка, платье — платьице, дерево — деревце.

2) Образование существительных с помощью суффикса НИЦ со значением вместилища (игра «Что для чего?).

Пример: сахар - сахарница.

3)Образование названий детенышей животных (игра «Назови детенышей животных»).

Пример: у кошки — котенок, у собаки - щенок, у лошади - жеребенок.

Образование названий профессий (игра («Как назвать того, кто .»).

Пример: варит - повар, учит - учитель, продает — продавец.

Формирование навыков образования относительных и качественных прилагательных.

- Образование прилагательных от существительных.

- Образование притяжательных прилагательных (игра «Кто хозяин?)

- Формирование навыков образования относительных прилагательных (игра «Угадай из чего сделано?»).

Игра «Сравни предметы».

Работа над словообразованием глаголов.

Работа над возвратными глаголами (игра «Чем отличаются слова?», «Кто умывает, а кто умывается?»).

- Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.

I этап — при помощи приставок (игра «Что делает мальчик?»

Пример: мальчик несет — мальчик принес).

Образовать от данных слов однокоренные слова с помощью приставок - в, - вы, - при, - от, - у, -пере.

Например: бегать — прибегать, выбегать, убегать.

II этап — при помощи суффиксов.

Игра «Что делает мальчик?»

Пример: мальчик умывается — мальчик умылся.

Задания в импрессивной речи: выполнение действий по заданию, показ картинки по заданию.

Контрольный эксперимент проводился на базе МОУ Детский сад № 41 г. Воскресенска Московской области.

В контрольном эксперименте приняло участие 15 детей с общим недоразвитием речи, составляющих экспериментальную группу.

Его цель состояла в том, чтобы проверить эффективность коррекционно-логопедической работы, проведенной с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи III уровня речевого развития; установить возможности компенсации дефектов усвоения системы языка и развития навыков коммуникативной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Профессионально обусловленные требования к личности педагога
Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практичес ...

Пути развития классического университета Украины за годы независимости
Коренные преобразования в содержании высшего образования связаны с разработкой и внедрением в 1988-93 гг. новых учебных планов, в которых реализован дифференцированный подход к подготовке специалистов для педагогической, производственной и научно-исследовательской деятельности. Существование этих п ...

Развитие речи ребенка на 6 году жизни
У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание карти ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru