По полученным результатам можно увидеть, что дети экспериментальной группы успешно справились с заданиями.
Положительная тенденция наблюдалась у детей с ОНР при выполнении всех видов заданий. Особенно заметным это было при выполнении заданий на расширении словаря.
Анализируя результаты проведенного коррекционного обучения, нами было отмечено, что детей с «низким» уровнем выполнения заданий в экспериментальной группе не оказалось.
Весь процесс коррекционного обучения имел четкую коммуникативную направленность. Усвоенные элементы языковой системы включались в непосредственное общение. Мы стремились к тому, чтобы научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных и новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.
Исследования показали, что уровень сформированности навыков общения детей повысился. В исследуемой группе уже не было детей, которые отказались бы от выполнения заданий.
Таким образом, под воздействием коррекционного обучения у дошкольников с ОНР происходят положительные изменения в развитии речевой деятельности и овладении знаками языка.
Это свидетельствует о том, что использованная нами методика коррекционного обучения достаточно эффективна при формировании лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Анализ специальной литературы по проблеме исследования показал, что процесс овладения родным языком по разделу лексика определен, как один из актуальных в методике коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитие речи.
Процесс усвоения ребенком лексики очень важный. При общем недоразвитии речи формирование словообразования происходит с трудом, чем овладение словарем.
В процессе формирования лексики, осуществляется выделение (первоначально — на практическом, неосознанном уровне) морфем и соотнесение их с лексическим или грамматическим значением.
На основе этого возникают языковые обобщения: морфологические и
синтаксические.
Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно моделирует собственные речевые высказывания.
При определении программы изучения состояния лексики и анализе полученных результатов, мы основывались на данных соответствующей психологической, психолингвистической, логопедической и специальной педагогической литературы.
Наиболее полно вопросы формирования лексических компонентов речи у детей с ОНР дошкольного возраста освещены в работах Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Т.Б.Филичевой и многих других.
Исследования этих авторов позволили получить общее представление о теоретических и практических аспектах проблемы формирования лексики детей с ОНР старшего дошкольного возраста, об общих методических подходах по содержанию коррекционно-логопедической работы соответствующего раздела.
Изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования помогли нам в составлении программы констатирующего экспериментального исследования, а также при определении содержания коррекционно-логопедической работы.
Выявление особенностей детей с ОНР III уровня речевого развития и полученные данные по констатирующим исследованиям учитывались нами при проведении коррекционного обучения.
При сравнении экспериментальное исследование показало, что у дошкольников с ОНР уровень выполнения заданий значительно ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.
По завершению обучающего эксперимента было проведено контрольное констатирующее исследование. Данные контрольного исследования показали наличие положительной динамики в формировании у детей с ОНР лексики.
Сравнительные данные результатов экспериментального обучения, направленного на формирование лексики детей экспериментальной группы до и после обучения, отражены в таблице 6.
Особенно хорошо это видно при выполнении детьми заданий на расширение объема словаря, а также по навыкам словообразования.
Из таблицы 6 видно, что после проведенного обучения детей с «низким» уровнем выполнения заданий не осталось.
Анализ результатов показал, что у детей стал значительно выше показатель сформированности навыков словообразования.
При надлежащим педагогическом воздействии дети с ОНР значительно повышают свою коммуникативную активность, значительно снижается число речевых ошибок: при согласовании существительных с глаголами; согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже, словообразовании и так далее.
Технология
саморазвивающего обучения
Технология обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающим обучением. СРО включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы. Рис. – Технология саморазвивающего обучения ...
Современные требования к качеству среднего профессионального
образования
В настоящее время принципиально изменяются требования к качеству среднего профессионального образования в целом и качеству подготовки специалистов, способных работать в условиях инновационной экономики России. Условия высокотехнологичных и инновационных производств требуют от работников широты обще ...
Методы стимулирования и мотивации деятельности
Мотивация деятельности связана с ее стимулированием. Стимулировать - побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. Деятельность дает качественные результаты личности имеющей сильные, глубокие, яркие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.