Высокая оценка ставилась, если респонденты точно передали задуманный композитором образ, выразительно его продемонстрировали, прочувствовали настроение и характер произведения.
Средняя оценка – если были какие-то неточности в передаче образа, респондент был мало эмоционален, стеснялся.
Низкая оценка – если респондент неверно определил задуманный композитором персонаж, был скован в проявлении эмоций.
Качественный анализ содержания каждой методики осуществлялся по следующим критериям развития музыкального вкуса, представленных в таблице Приложения 2.
В процессе проведения замера уровня сформированности музыкального вкуса были получены следующие данные:
Молодые люди с высоким уровнем музыкального вкуса характеризуются целенаправленностью, адекватным эстетически-активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального, дифференцированностью слуховых ощущений. Внутренний слух и музыкальные представления связаны со способностью слышать и переживать музыку про себя. Они воспринимают, осознают выразительные средства музыки, понимают, при помощи чего композитор достигает эстетический эффект воздействия музыкального образа на слушателя, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности.
Так, например, в методике «Открой себя через музыку» Женя Ч. точно определил лад произведения, практически дословно дал ему название, передал услышанное в своем рисунке в соответствующих настроению музыки красках. Таким образом, можно сделать вывод, что он прочувствовал произведение, увидел всю его глубину. Большинство же испытуемых были не так точны в ответах. Виделось, что музыка коснулась их лишь поверхностно. Что же касается результатов проведения двух других методик, то можно сказать, что они не очень радостные. Молодые люди просто не умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые заложил композитор. Большинство из молодых людей копируют ответы других, не имея порой своего собственного мнения.
Результаты исследования можно обозначить в таблице №1:
Таблица 1. - Уровень сформированности музыкального вкуса молодежи
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
10% |
20% |
70% |
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод, музыкальные вкусы молодежи очень разнообразны, они охватывают стили и направления как современной, так и классической музыки. но не у всех молодых людей развит музыкальный вкус. многие не знают, какая музыка им нравится, не знают о том, какая музыка вообще существует, какую роль играет в жизни человека.
На основании вывода была подготовлена и проведена опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального вкуса молодежи. Для этого включили в план работы мероприятия, носящие просветительский характер, которые помогли молодым людям заинтересоваться историей музыки, творчеством композиторов-классиков.
Наиболее удачным получился опыт проведения в течение года цикла музыкальных гостиных, объединенных одним названием – «Путешествие в мир музыки».
Целью данного мероприятия стало знакомство молодых людей с различными музыкальными направлениями: от истоков музыки к современным ритмам. Данный материал, положенный в основу содержания гостиной, был направлен на:
формирование музыкальной культуры молодежи;
развитие эмоциональной сферы, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять ее;
Методика проведения зачетного урока
Контроль является необходимым структурным компонентом процесса обучения и должен осуществляться постоянно в течение всего учебного года. Для успешной организации процесса обучения обычно проверяется и анализируется несколько фактов. К ним относятся качество усвоения учебного материала, интенсивност ...
Три
группы здоровья
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную. Подготовите ...
Методика формирования ключевых компетентностей учащихся в школьном курсе
общей химии
Ценностно-смысловая компетентность Ученик должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности можно применять следующие приемы. ● перед изуче ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.