Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Очень важно, чтобы и общение с музыкой было всесторонним, начиная от танцев и совместного пения за праздничным столом и кончая внимательным вслушиванием в звучание оркестра на концерте и чтением литературы о музыке.
Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системе воспитания разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.
Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, важную роль, в формировании которых играет развитие музыкального вкуса.
Проблема заключается в отсутствии музыкальной культуры подрастающего поколения, а значит и музыкального вкуса. Сейчас люди живут в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствуют радио, телевидение, а также появление множества легкодоступного музыкального материала (аудио кассеты, диски, видео записи). Вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в практически не воспринимаемый шум. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез.
Наша эпоха требует музыки для всех, а не для немногих избранных. На наших глазах складывается принципиально новая музыкальная культура, понимание которой невозможно с позиций, выработанных на материале и в социальных условиях прошлой музыкальной эпохи. Музыке, которая в прошлом веке звучала для нескольких сот человек, собравшихся в концертном зале, а то и нескольких десятков, заполнивших салон, в нашем веке представилась возможность объединять человечество. Но если в салон или концертный зал приходили люди, и жизнью, и уровнем знаний и общей культуры, подготовленные к встрече с музыкой, то сейчас величайшие произведения музыки в наилучшем исполнении звучат перед сотнями миллионов не всегда готовых к ее восприятию людей.
Культура тесно связана с научно-техническим прогрессом. Механизировав городскую и сельскую, уличную и домашнюю жизнь людей, где доброжелательно, а где и варварски вторгнувшись в природу, он резко преобразил звуковую среду, оттеснив природные звучания техническими. Вместе с тем он дал человеческому голосу новую силу, сделав певцами тысячи людей, сто лет назад считавшихся бы безголосыми. Он позволил улучшить или ухудшить старые музыкальные инструменты и открыть новые. Он создал новые формы распространения музыкальной культуры, увеличив аудиторию музыканта в тысячи и даже миллионы раз. Он расширил международные музыкальные связи, позволив нам за 1-2 дня увидеть по телевизору и услышать по радио столько разнообразной музыки, сколько сто лет назад не было по силам самому рьяному путешественнику за всю его жизнь.
В связи со сменой духовных приоритетов в жизни российского общества обозначилась тенденция вытеснения эстетической среды на второй план. Такое положение чревато весьма опасными последствиями – падением уровня культуры, эстетического сознания, появлением массового производства и репродуцирования музыкальных произведений, ведущих к стандартизации в духовной сфере.
Наиболее активная часть потребителей музыки – молодежь, преимущественным вниманием которой последние десятилетия пользовались самые легкие жанры эстрадной музыки. Молодежь уделяет музыке куда больше внимания, времени и средств, чем взрослые.
Приспосабливаясь к аудитории, сначала эстрада, потом и телевидение, отчасти и радио, отдали этой музыке большую часть своего времени. Благодаря этому какая-то часть взрослых людей привыкла потреблять молодежные, а то и прямо детские шлягеры, а другая утратила значительную долю интереса к музыкальным передачам.
Молодежь может стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное – они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.
Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом – это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, – формирование вкуса.
Проблема формирования музыкального вкуса изучалась многими исследователями: с точки зрения философии (Г.З. Апресян, Г.Ф. Гегель, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Фурье, Ф. Шиллер и др.), общей педагогики (И.П. Волков, А.А. Мелик-Пашаев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, и т.д.), психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е.В. Назайкинский, Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.), музыкальной педагогики (Л.А. Баренбойм, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, Г.Г. Нейгауз, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.), музыковедения (Б.В. Асафьев, Л.А. Мазель, Г.И. Панкевич, В.В. Стасов, Б.Л. Яворский), музыкальной социологии (Э. Алексеев, В. Волохов, Г. Головинский, Г. Зараковский, А. Моль, А.Н. Сохор, В. Цуккерман), эстетики (И.-И. Винкельман, О.В. Дивненко, Л. Кассиль, К.Е. Кривицкий, Н.И. Киященко, И. Маца, А. Наумов, А.В. Пирадов, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков, М. Каган, Е.Г. Яковлев и др.) а также культурологии (Н.А. Бердяев, X. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга, Д. Юм, и др.).
В настоящее время музыкальный вкус рассматривается в диссертационных исследованиях в историческом аспекте (О.А. Буракова), эстетическом (Т.А. Суханова, Л.Г. Ясенева, М. Борисова, Е.М. Калачева), психолого-педагогическом (И.В. Курышева), культурологическом (Н.А. Благодарова).
Проблемой формирования музыкально вкуса занимались Б.А. Бечак, Л.В. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О.П. Радынова и др.
Однако, несмотря на интерес исследователей к проблеме изучения музыкального вкуса, в настоящее время пока не определены в полной мере подходы к развитию музыкального вкуса у молодежи в условиях культурно-досуговой деятельности, недостаточно разработаны условия и методы, способствующие эффективной организации этого процесса. Кроме того, процесс формирования музыкального вкуса у молодежи в условиях учреждений культуры до сих пор не являлся объектом специального исследования. Налицо противоречие между объективной потребностью развития музыкального вкуса у молодежи, осознанием педагогической значимости этого процесса и недостаточной разработанностью теоретических положений и практических рекомендаций для целенаправленного развития музыкального вкуса у молодежи в учреждениях культуры.
Поэтому целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка культурно-досуговых условий, обеспечивающих эффективное развитие музыкального вкуса у молодежи.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «музыкальный вкус».
3. Изучить музыкальные предпочтения современной молодежи.
4. Теоретически обосновать педагогические условия эффективного развития музыкального вкуса у молодежи.
5. Выявить показатели и охарактеризовать уровни сформированности музыкального вкуса у молодежи.
6. Экспериментально проверить культурно-досуговые условия, обеспечивающие эффективное развитие музыкального вкуса у молодежи.
Объектом исследования служит музыкальный вкус современной молодежи.
Предметом данного исследования служит процесс развития музыкального вкуса молодежи.
Гипотеза исследования: развитие музыкального вкуса молодежи в условиях культурно-досуговой деятельности будет эффективным, если:
- разработана и реализована теоретическая модель данного процесса, включающая цель, задачи, принципы, формы, методы, средства, показатели сформированности музыкального вкуса;
- реализованы следующие условия: индивидуальный подход с учетом уровня музыкального развития молодежи; разработка методического обеспечения деятельности учреждения культуры; активное взаимодействие муниципальных структур и учреждений культуры в создании культуротворческой среды;
- разработаны показатели и уровни, позволяющие определить сформированность музыкального вкуса молодежи.
Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- наблюдение,
- анкетирование,
- экспериментальная работа.
База исследования: муниципальное бюджетное учреждение «Культурно-досуговое объединение «Праздник» Мариинского района Кемеровской области.
Научная новизна дипломного исследования заключается в следующем: уточнена сущностная характеристика музыкального вкуса молодежи, представляющего собой формирующуюся систему музыкально-эстетических взглядов, предпочтений, оценочных суждений в области музыкального искусства, включающую взаимодействие эмоционального и рационального, эстетического чувства и идеала; разработана теоретическая модель процесса развития музыкального вкуса молодежи в условиях учреждений культуры; определены культурно-досуговые условия развития музыкального вкуса у молодежи.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют теоретическое представление о процессе формирования музыкального вкуса у молодежи в учреждениях культуры; в нем определены показатели и охарактеризованы уровни сформированности музыкального вкуса молодежи.
Практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что представленные в исследовании предложения по организации культурно-досуговой деятельности способствуют эффективному формированию музыкального вкуса у молодежи. Материалы исследования могут быть использованы при разработке методических пособий для организаторов досуга молодежи, а также в системе повышения квалификации работников культуры.
Апробация результатов. Основные теоретические и методические результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях методического совета МБУ КДО «Праздник».
Игры на уроке
Игры проводимые на уроках играют важную роль в активизации познавательной деятельности учащихся. 1. Ситуационные ИГРЫ - каждая из специально созданных микрогрупп рассматривает предложенную ситуацию, изучает источники и готовит свой вариант решения, который и предлагается для обсуждения на пленуме. ...
В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Я.А. Каменский о
педагогическом мастерстве учителя
В самом начале XVII в. сформулированы обширные и четкие требования к учителю, которые не устарели по сей день. Я.А. Каменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием, и другими качествами стать образцом для по ...
Процесс формирования знаний о величине у дошкольников среднего возраста
Цель данного этапа – повысить уровень развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста, находящихся на среднем и низком уровне развития данных представлений. Для реализации этой цели мы предлагаем провести серию дидактических занятий: Игра-занятие «Что делают матрешки?» Цель ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.