Образование » Развитие музыкального вкуса молодежи средствами культурно-досуговой деятельности

Развитие музыкального вкуса молодежи средствами культурно-досуговой деятельности

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Очень важно, чтобы и общение с музыкой было всесторонним, начиная от танцев и совместного пения за праздничным столом и кончая внимательным вслушиванием в звучание оркестра на концерте и чтением литературы о музыке.

Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системе воспитания разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.

Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, важную роль, в формировании которых играет развитие музыкального вкуса.

Проблема заключается в отсутствии музыкальной культуры подрастающего поколения, а значит и музыкального вкуса. Сейчас люди живут в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствуют радио, телевидение, а также появление множества легкодоступного музыкального материала (аудио кассеты, диски, видео записи). Вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в практически не воспринимаемый шум. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез.

Наша эпоха требует музыки для всех, а не для немногих избранных. На наших глазах складывается принципиально новая музыкальная культура, понимание которой невозможно с позиций, выработанных на материале и в социальных условиях прошлой музыкальной эпохи. Музыке, которая в прошлом веке звучала для нескольких сот человек, собравшихся в концертном зале, а то и нескольких десятков, заполнивших салон, в нашем веке представилась возможность объединять человечество. Но если в салон или концертный зал приходили люди, и жизнью, и уровнем знаний и общей культуры, подготовленные к встрече с музыкой, то сейчас величайшие произведения музыки в наилучшем исполнении звучат перед сотнями миллионов не всегда готовых к ее восприятию людей.

Культура тесно связана с научно-техническим прогрессом. Механизировав городскую и сельскую, уличную и домашнюю жизнь людей, где доброжелательно, а где и варварски вторгнувшись в природу, он резко преобразил звуковую среду, оттеснив природные звучания техническими. Вместе с тем он дал человеческому голосу новую силу, сделав певцами тысячи людей, сто лет назад считавшихся бы безголосыми. Он позволил улучшить или ухудшить старые музыкальные инструменты и открыть новые. Он создал новые формы распространения музыкальной культуры, увеличив аудиторию музыканта в тысячи и даже миллионы раз. Он расширил международные музыкальные связи, позволив нам за 1-2 дня увидеть по телевизору и услышать по радио столько разнообразной музыки, сколько сто лет назад не было по силам самому рьяному путешественнику за всю его жизнь.

В связи со сменой духовных приоритетов в жизни российского общества обозначилась тенденция вытеснения эстетической среды на второй план. Такое положение чревато весьма опасными последствиями – падением уровня культуры, эстетического сознания, появлением массового производства и репродуцирования музыкальных произведений, ведущих к стандартизации в духовной сфере.

Наиболее активная часть потребителей музыки – молодежь, преимущественным вниманием которой последние десятилетия пользовались самые легкие жанры эстрадной музыки. Молодежь уделяет музыке куда больше внимания, времени и средств, чем взрослые.

Приспосабливаясь к аудитории, сначала эстрада, потом и телевидение, отчасти и радио, отдали этой музыке большую часть своего времени. Благодаря этому какая-то часть взрослых людей привыкла потреблять молодежные, а то и прямо детские шлягеры, а другая утратила значительную долю интереса к музыкальным передачам.

Молодежь может стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное – они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.

Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом – это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, – формирование вкуса.

Проблема формирования музыкального вкуса изучалась многими исследователями: с точки зрения философии (Г.З. Апресян, Г.Ф. Гегель, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Фурье, Ф. Шиллер и др.), общей педагогики (И.П. Волков, А.А. Мелик-Пашаев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, и т.д.), психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е.В. Назайкинский, Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.), музыкальной педагогики (Л.А. Баренбойм, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, Г.Г. Нейгауз, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.), музыковедения (Б.В. Асафьев, Л.А. Мазель, Г.И. Панкевич, В.В. Стасов, Б.Л. Яворский), музыкальной социологии (Э. Алексеев, В. Волохов, Г. Головинский, Г. Зараковский, А. Моль, А.Н. Сохор, В. Цуккерман), эстетики (И.-И. Винкельман, О.В. Дивненко, Л. Кассиль, К.Е. Кривицкий, Н.И. Киященко, И. Маца, А. Наумов, А.В. Пирадов, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков, М. Каган, Е.Г. Яковлев и др.) а также культурологии (Н.А. Бердяев, X. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга, Д. Юм, и др.).

В настоящее время музыкальный вкус рассматривается в диссертационных исследованиях в историческом аспекте (О.А. Буракова), эстетическом (Т.А. Суханова, Л.Г. Ясенева, М. Борисова, Е.М. Калачева), психолого-педагогическом (И.В. Курышева), культурологическом (Н.А. Благодарова).

Проблемой формирования музыкально вкуса занимались Б.А. Бечак, Л.В. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О.П. Радынова и др.

Однако, несмотря на интерес исследователей к проблеме изучения музыкального вкуса, в настоящее время пока не определены в полной мере подходы к развитию музыкального вкуса у молодежи в условиях культурно-досуговой деятельности, недостаточно разработаны условия и методы, способствующие эффективной организации этого процесса. Кроме того, процесс формирования музыкального вкуса у молодежи в условиях учреждений культуры до сих пор не являлся объектом специального исследования. Налицо противоречие между объективной потребностью развития музыкального вкуса у молодежи, осознанием педагогической значимости этого процесса и недостаточной разработанностью теоретических положений и практических рекомендаций для целенаправленного развития музыкального вкуса у молодежи в учреждениях культуры.

Поэтому целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка культурно-досуговых условий, обеспечивающих эффективное развитие музыкального вкуса у молодежи.

В работе поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть сущность понятия «музыкальный вкус».

3. Изучить музыкальные предпочтения современной молодежи.

4. Теоретически обосновать педагогические условия эффективного развития музыкального вкуса у молодежи.

5. Выявить показатели и охарактеризовать уровни сформированности музыкального вкуса у молодежи.

6. Экспериментально проверить культурно-досуговые условия, обеспечивающие эффективное развитие музыкального вкуса у молодежи.

Объектом исследования служит музыкальный вкус современной молодежи.

Предметом данного исследования служит процесс развития музыкального вкуса молодежи.

Гипотеза исследования: развитие музыкального вкуса молодежи в условиях культурно-досуговой деятельности будет эффективным, если:

- разработана и реализована теоретическая модель данного процесса, включающая цель, задачи, принципы, формы, методы, средства, показатели сформированности музыкального вкуса;

- реализованы следующие условия: индивидуальный подход с учетом уровня музыкального развития молодежи; разработка методического обеспечения деятельности учреждения культуры; активное взаимодействие муниципальных структур и учреждений культуры в создании культуротворческой среды;

- разработаны показатели и уровни, позволяющие определить сформированность музыкального вкуса молодежи.

Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов:

- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

- наблюдение,

- анкетирование,

- экспериментальная работа.

База исследования: муниципальное бюджетное учреждение «Культурно-досуговое объединение «Праздник» Мариинского района Кемеровской области.

Научная новизна дипломного исследования заключается в следующем: уточнена сущностная характеристика музыкального вкуса молодежи, представляющего собой формирующуюся систему музыкально-эстетических взглядов, предпочтений, оценочных суждений в области музыкального искусства, включающую взаимодействие эмоционального и рационального, эстетического чувства и идеала; разработана теоретическая модель процесса развития музыкального вкуса молодежи в условиях учреждений культуры; определены культурно-досуговые условия развития музыкального вкуса у молодежи.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют теоретическое представление о процессе формирования музыкального вкуса у молодежи в учреждениях культуры; в нем определены показатели и охарактеризованы уровни сформированности музыкального вкуса молодежи.

Практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что представленные в исследовании предложения по организации культурно-досуговой деятельности способствуют эффективному формированию музыкального вкуса у молодежи. Материалы исследования могут быть использованы при разработке методических пособий для организаторов досуга молодежи, а также в системе повышения квалификации работников культуры.

Апробация результатов. Основные теоретические и методические результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях методического совета МБУ КДО «Праздник».

Похожие публикации:

Психофизиологические основы чтения в норме и при умственной отсталости
Чтение, как вид деятельности, можно определить как процесс декодирования, то есть воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Он состоит из серии отдельных операций: опознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи); слияние нескольких букв в слог (навык слогослияния); с ...

Модель инновационной воспитательной системы в условиях среднего профессионального образования
Современное состояние системы среднего профессионального образования претерпевает существенные изменения. Перед образовательными учреждениями встает задача по переходу на Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования, содержание которого показывает необходимость обесп ...

Возрастание особенностей физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста
Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6—7 до 17— 18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье. По данным ученых, одним из значимых критериев здоровья дете ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru