пропорциональные отношения частей в предмете;
развивать при этом чувство формы, цвета, ритма, композиции.
Развивать у детей предварительные действия замысливания, текущего и итогового контроля, оценки работы.
Стимулировать самостоятельность и творчество в замысливании образа, поиске способов его воплощения.
Побуждать детей к созданию оригинальных образов, используя разные средства выразительности (форму, строение, цвет, композицию, линию).
Формировать у дошкольников способность видеть, чувствовать и осознавать выразительность образа, замечать его неповторимость, оригинальность.
Стимулировать у детей проявление чувства сопереживания удачам и радостям, неудачам и огорчениям других детей в деятельности.
Особенностью предметного рисования в старшем дошкольном возрасте является создание у дошкольников вариативных образов, с сохранением характерных особенностей формы, строения, цвета, пропорциональных отношений в предмете. Постепенно детей подводят к передаче индивидуальных особенностей предметов. Они передают несложные движения человеческой фигуры, изменяя положение рук и ног (Петрушка пляшет, делаем гимнастику), движения животных. Совершенствуется техника изображения. Дети легко и уверенно проводят концом кисти прямые, изогнутые, волнистые линии, круги, дуги, точки и т.п.
Поскольку к этому возрасту дети овладели способами изображения предметов основных форм, они учатся изображать предметы одной формы, но разных пропорций, передавая отличие от обобщенной геометрической формы, обогащая изображение выразительными деталями.
Основное направление в решении задач предметного рисования в старших группах - это стимулирование относительно самостоятельного восприятия предметов окружающего мира, формирование способности замечать их выразительность, своеобразие и на этой основе создавать выразительные, творческие рисунки.
В основе системы методов, применяемых в предметном рисовании, находится метод неоднократного наблюдения предметов.
Наблюдение за предметами в естественной обстановке (не только за объектами природы, но и наблюдение рукотворных вещей) позволяет сформировать у ребят "живые" представления. В условиях наблюдения возможно заметить выразительность, разнообразие предметов, явлений. Именно наблюдением и формирующимися представлениями обусловлена выразительность образов, нередко случайная, интуитивная. Любые методы, применяемые без опоры на наблюдение, обусловливают появление относительно грамотных, "правильных", но недостаточно выразительных образов. Живая натура в ее естественном проявлении - залог создания детьми выразительного образа. Другим важнейшим методом является обследование. При обучении предметному рисованию (лепке, аппликации) процесс обследования крайне важен, так как он служит основой осмысленного восприятия детьми показанного педагогом способа изображения.
Содержание и последовательность обследования совпадают с содержанием и последовательностью изображения. У детей формируется "изобразительное представление" (наглядный образ, представление будущего рисунка и способов его выполнения).
Чем старше ребенок, тем в большей степени осознается эта связь.
Содержанием сюжетного рисования является какой-либо сюжет.
По содержанию замысла детский рисунок очень рано, примерно с двух лет (с первой младшей группы), является сюжетным, но по объективным признакам он долгое время не становится таковым. Если понаблюдать за процессом развития даже ассоциативного образа в рисунке, то можно увидеть, что он нередко развивается как сюжетный образ.
Рисунки-каракули, выполняемые по замыслу, при всей их объективной неузнаваемости для малыша могут быть полны смысла. Однако сюжет выражается не в рисунке, он скорее существует по поводу рисунка, около рисунка.
Даже когда эти отдельные образы-изображения узнаваемы, они как бы рядоположены на листке, сосуществуют в рисунке, объективно-узнаваемой взаимосвязи нет, связь между отдельными предметами-изображениями передается словом, моторным действием, игрой. Стихийно появляются некоторые приемы изображения, помогающие передать взаимосвязь между предметами. Например, отдельные детали, свидетельствующие о действии (в руках девочки букет цветов, значит, собирает цветы) и др. Однако стихийные находки очень незначительны и мало удовлетворяют ребенка.
Детский рисунок по замыслу очень рано становится сюжетным, поскольку предметный рукотворный мир, мир природы (животные, растения) не существуют изолированно, они связаны в реальности, они связаны с человеком, человек взаимосвязан с другими людьми. Как только ребенок начинает устанавливать эти связи, это находит отражение в моделирующих типах деятельности (в первую очередь игре, изодеятельности).
Однако, часто сюжетный замысел не воплощается адекватно, изобразительно. Сначала у ребенка не возникает такая необходимость, а когда появляется желание, он сталкивается со сложностями изображения, так как не знает изобразительных приемов и способов передачи этих связей.
Гуманность как проявление гуманизма и как цель гуманизации
Гуманизм как социально-ценностный комплекс идей требует создания условий (политических, экономических, психологических, педагогических и др.) для свободного развития сущностных сил человека и творческой реализации его жизненных устремлений. Следовательно, гуманизм, являясь личностно ориентированной ...
Анализ программы О.С. Габриеляна «Общая химия» 11 класс
По школьному учебному плану на изучение химии в 11 общеобразовательном классе для реализации выбранной программы выделено 2 часа в неделю (68 часов в год). Тематическое планирование составлено с использованием тематического планирования расположенного в методическом пособии, по авторской программе ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.