Аналогично можно построить работу над такой скороговоркой:
Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула.
Первая ситуация: птиц поймал хулиган и посадил в клетку, а дверцу забыл закрыть: птицы порхали, порхали, да и улетели. Это ведь радость для детей, что они спаслись.
Вторая ситуация: дети огорчены, что птицы, которые случайно залетели к ним в квартиру, улетели.
Многие скороговорки при первоначальном произношении для слушателя не понятны срезу, а для детей тем более. Знакомясь с ними, объясняю, показываю, использую аппликации
У ужа ужата, у еже ежата.
На доске вывешиваю картинку с ужами и ежами. При медленном первоначальном произнесении показываю указкой на предметы, пока дети не поймут. Потом убираю картинки, но прошу при говорении представлять их. И так произносим, пока не запомним.
А вот еще более сложная скороговорка.
Во дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Здесь я использовала аппликацию. При первоначальном говорении поэтапно прикрепляю траву, дрова, И обратно (во второй части скороговорки) убираю в той последовательности, как говорится.
«Скороговорка, чистоговорка – слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор; но многие чистобайки заключают в себе также пословицу:
Нашего пономоря не перепономарить стать, человека не переделать;
Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортывать, зарапортовался, все невпопад, неудачно;
Стоит поп на копне, колпак на копне, копна под попом, поп под колпаком, то есть одно и то же, - писал сам В.Даль.
Анализ скороговорок, собранных В.Далем, показывает, что их диапазон необычайно широк.
Не многие жанры литературы могут состязаться со скороговорками в подобном разнообразии.
Таким образом, скороговорки и чистоговорки играют огромную роль в развитии не только речи, но и творческих способностей детей.
Работа над загадками.
В настоящее время все большее внимание уделяется использованию игры в обучении и воспитании младших школьников. Создание игровых ситуаций способствует активизации процесса обучения. Такие ситуации могут быть созданы путем внедрения в учебно-воспитательный процесс загадок, развивающих познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышление. На наш взгляд, загадка так же необходима ребенку, как математическая задача, ибо учит ребенка познанию окружающего мира.
Не случайно этот жанр широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К. Д. Ушинский, JI. Н. Толстой. Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент народные загадки. Вот что писал по этому поводу Ушинский: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные». В качестве примера Ушинский приводил возможную работу над изучением народной загадки о росе:
Заря-заряница,
Красная девица
По лесу гуляла,
Ключи потеряла.
Месяц увидал —
Не сказал,
Солнце увидало —
Не подняло.
Эта загадка, по мнению великого педагога, позволяет учителю поставить перед детьми ряд вопросов: почему заря называется красной девицей? Почему говорится, что заря теряет росу? Почему месяц не поднял росы? Как солнышко подымет росу?
Классификация упражнений на мяче
...
Взаимодействие семьи и школы по нравственному воспитанию младших
школьников. Организация и формы работы с родителями учащихся начальной школы
В России достаточно долго существовало мнение о том, что ребёнка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой обязанностью. И вплоть до сегодняшнего дня встречаются ситуации, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием детей. Так ...
Школьник как субъект и объект педагогической диагностики
Самым типичным проявлением человека является его социальная сущность, которая отражается в системе его отношения к миру и себе. Отражательная природа психики приводит к тому, что существующие общественные процессы и явления в каждом человеке преломляются, отражаются, обусловливаются, перерабатывают ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.