Потребности
Один из механизмов творческого саморазвития состоит в проявлении потребностей личности, удовлетворение которых зависит от внешних условий. В составе потребностей особо выделяются высшие человеческие потребности — духовные и социальные, которые представляют собой источники самодвижения человека. Так, потребность — первоисточник мотивации, движущая сила в творческой деятельности. Особенно важное значение имеет потребность в самопознании, самовоспитании, самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации. Это всё потребности ребёнка улучшить, совершенствовать себя. На их основе в психике школьника развиваются такие процессы:
Самопознание
От сознания своего "Я" в младшем школьном возрасте к самоконтролю в среднем школьном возрасте и целевым установкам улучшить себя в старшем. Оценку учителя при этом постепенно заменяет самооценка школьника;
Самовоспитание
От исправления своих поступков и поведения в младшем школьном возрасте; воспитания воли и характера детей среднего возраста к ответственности и принципиальности — в старшем;
Самообразование
начинается с интереса к творчеству в младшем школьном возрасте, с творческими умениями в среднем возрасте и с потребности в творческом самообразовании в старшем;
Самоутверждение
Это ощущение успеха в младшем школьном возрасте, самоуважение и уверенность в среднем и самообладание, стойкость, мужество в старшем школьном возрасте;
Самоопределение
Формируется от первого осознания своих возможностей, способностей и завершается сознательным выбором профессии, своего места в жизни;
Саморегуляция
Это бодрость, мажор, жизнерадостность, оптимизм, устремлённость в будущее и, наконец, умение согласовывать личное и общественное, владеть собой в любых ситуациях;
Самоактуализация
Активная жизненная позиция, самореализация в творческой деятельности.
Итак, все высшие духовные потребности человека направлены на самосозидание, самоулучшение, саморазвитие. Использовать эти потребности для мотивации — важнейшая задача технологии творческого саморазвития.
Идея доминанты
Доминанта — временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий психическим процессам и поведению человека определённую направленность и активность. Она представляет мотивацию, ориентацию, установку, господствующую потребность личности в реализации той или иной направленности, мощный активатор деятельности. Вся деятельность человека — совокупность, цепь сменяющих друг друга доминант. Они могут быть более или менее сильными, осознаваемыми и неосознанными, ситуативными и долговременными. Таким образом, доминанты — один из важнейших механизмов самоуправляемого, психогенного развития школьника.
А.А. Ухтомский, выдвинувший и обосновавший теорию доминанты, не только утверждал возможность и необходимость управлять доминантами поведения и психического развития, но и дал конкретные рекомендации по их воспитанию и коррекции. Чтобы процессы самосовершенствования стали доминантами, необходимо создать определённые условия.
• Осознание ребёнком целей, задач, возможностей своего развития и само развития.
• Участие в самостоятельной, творческой деятельности, определённый опыт успеха, достижений.
• Уклад жизнедеятельности, адекватные стиль и методы внешних воздействий, условий обучения и воспитания.
На этой основе разработана структура общепедагогической. "Технологии саморазвития личности школьника", которую составляют три подсистемы: "Теория", "Деятельность" и "Уклад".
Подсистема "Теория"
Эффективность процессов самосовершенствования, самовоспитания определяется уровнем осознания ребёнком целей и возможностей своего развития. В технологии саморазвития ребёнку открывается "тайна" процессов, происходящих в нём самом, в его характере. Серия специальных предметов и курсов знакомит учащихся с теоретическими понятиями и закономерностями самопознания, самовоспитания, самообразования. Системообразующей базой теоретической подготовки служит курс "Самосовершенствование личности". Он даёт ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приёмы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Это, по существу, первый завершённый воспитательно-образовательный курс, выстроенный на основе психолого-педагогических закономерностей, знаний подростка и молодого человека о себе. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности.
Практика, сознание, общность как новые рамки моделирования развития
Мы не можем описать «реальную» практику РО, пока не появится теоретическая модель этой практики, позволяющая удержать целостность, т.е. системная модель. Для построения этой модели мы опираемся на метод предложенный Г.П.Щедровицким. Системное представление объекта возникает тогда, когда мы уже имее ...
Причины деформации опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного
возраста
С позиции физиологических закономерностей осанка ребенка является динамическим стереотипом и в младшем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Неодновременное развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы в этом во ...
Разработка занятия по обучению
расчету стоимости дополнительных платных образовательных услуг
В методическом разделе мы осуществим разработку семинара для руководителей ДОУ по обучению расчета стоимости платных образовательных услуг. Цели занятия: обучить вычислению стоимости дополнительных услуг, пояснить особенности данных расчетов; выявить сложности и потенциальные ошибки во избежание их ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.