Курс основывается на методологии природосообразности, на возрастных особенностях школьников, проявлении сензитивности, на социальных обстоятельствах и представляет следующую структуру по возрастам:
Ι-ΙV кл.
Начала этики (саморегуляция поведения); эпилептоид тип личности
V кл.
Познай себя (психология личности);
VΙ кл
. Сделай себя сам (самовоспитание);
VΙΙ кл
. Научи себя учиться (самообразование);
VΙΙΙ кл
. Утверждай себя (самоутверждение);
ΙΧ кл.
Найди себя (самоопределение);
Χ кл.
Управляй собой (саморегуляция);
ΧΙ кл.
Реализуй себя (самоактуализация).
Для каждого возраста подготовлено учебное пособие. К каждому занятию рекомендован аудио-, видео- и литературный ряд, который раскрывает эстетические и нравственные богатства человечества. Кроме того, пособия имеют электронную версию, что позволяет использовать мультимедийный ряд в интерактивном режиме.
Подсистема "Деятельность"
Это подсистема охватывает всю работу учреждения дополнительного образования, представляет организацию опыта самостоятельной и творческой деятельности учащихся, удовлетворяющей разнообразные потребности самосовершенствования. Деятельность реализуется в кружковых занятиях ребят. Учащиеся вовлекаются в широкую и многообразную творческую работу по интересам, которая даёт тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха, самоутверждения и убеждает ребёнка в его огромных возможностях. Содержание клубной работы охватывает основные направления деятельности: общественную, краеведческо-экологическую, техническую, учебно-исследовательскую, научную, трудовую (технологическую), физкультурно-оздоровительную и тд.
Особое значение для творческого саморазвития школьника имеет художественно-эстетическая деятельность. В рамках этого направления происходит формирование образа Я — художественное творчество (я творю, я выдумываю, я пробую). Главная задача — дать ребёнку попробовать себя в различных видах творчества, воспитать эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, стремление вносить красоту в жизнь. Получили большое распространение творческие художественные коллективы: хоровой, вокальный, театр миниатюр, фольклорный ансамбль, танцевальный. Их руководители ставят цель — дойти до каждого учащегося, предоставить каждому возможность проявить себя, утвердиться, реализоваться в одной из сфер дополнительного образования.
Подсистема "Уклад"
Третья группа условий, необходимых, по А.А. Ухтомскому, для эффективного формирования доминанты самосовершенствования, — это стиль и методы внешних воздействий, уклад окружающей среды жизнедеятельности ребёнка, адекватные поставленным целям. Свобода выражения взглядов, взаимоуважения, проявление здорового честолюбия, творческое увлечение, стремление окружающих к самосовершенствованию — таков психологический климат, способствующий формированию доминанты самосовершенствования.
Таким образом, технология саморазвития личности позволяет:
• осуществлять переход от воспитания к самовоспитанию; пробуждает стремление к управлению собой, вооружает умением делать это;
• формировать устойчивую мотивацию к творчеству как жизненно важному, ценностно значимому процессу;
• готовить учащихся к уверенному вхождению во взрослую жизнь, к профессиональному и жизненному самоопределению, к самореализации.
Коррекция программы по трудовому обучению
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач: - воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе); - сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие са ...
Успешная система образования. Концепция
государства благосостояния
Финская система образования – одна из самых лучших в мире. Исследование «PISA» проведенное в 2009 году и затронувшее вопрос наличия у молодежи необходимого уровня грамотности, а также уровень знаний молодых людей в математике и естественных науках, показало, что Финляндия находится на высоких позиц ...
Формирование навыков словообразования у дошкольников с ОНР
У детей с ОНР в устной речи недостаточность словообразовательных навыков проявляется в неполноте использования различных частей речи, множественных заменах и смещениях слов, отсутствие в словаре ребенка многих слов и т. д., вследствие чего в речи употребляются в основном существительные и глаголы, ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.