Образование » Новые схемы анализа как средство описания практики развивающего обучения » Представление урока в рамках категории Вещи

Представление урока в рамках категории Вещи

Страница 2

Отношения между всеми элементами (частями) и их свойствами можно изобразить в следующей схеме:

Учебный

материал

Рис. 3.1

- ребенок.

- учитель.

- взаимодействие.

Как видно на рисунке 3.1., ребенка во время работы на уроке можно отнести к трем различным типам:

Взаимодействует с учителем, с другими детьми и с учебным материалом. (Вероника, Оля)

Взаимодействует с учителем и с другими детьми.

Взаимодействует только с учителем (Коля).

Таким образом, для выделения основы категории вещи мы воспользовались категориями, положенными в основание развития человека (общность, сознание, практика). Элементы урока – часть общности (учитель, ученики), свойства элементов – часть сознания (мы смогли выделить эти свойства, так как человек существо сознательное, рефлексивное), отношение между элементами и их свойствами – часть практики (совместной деятельности в ходе которой люди вступают в общение и взаимодействие друг с другом).

Итак, мы попытались построить изображение урока как вещи. Достаточно ли полно наше построение? Что же осталось «за кадром», что не вошло в наше построение и почему? Проведем соответствие объекта (реального урока с его частями) и изображения (нами построенного с его компонентами).

Описывая содержание урока, как вещи, мы не ввели хронотоп урока (пространство и время). С этой позиции, урок – это целое, состоящие их трех частей: граница, основная часть, граница (5-7 минут, 25-30, 5-7)

Анализируя получившееся изображение, мы видим, что есть группа-лидер (6 человек: Вероника, Оля, Коля, Вика, Катя, Настя). Эти дети активно участвуют в коммуникации, дискутируют о правильности и удобстве записи, а есть все остальные, которые лишь вспоминают, что они делали на прошлом уроке. Группа-лидер – это функциональный орган класса, и она сформировалась не на одном уроке, это происходило постепенно в течение первого года обучения. Как это происходило и почему именно эти дети оказались в группе-лидер? На этот вопрос в рамках данной категории мы ответить не можем, потому что при описании урока как вещи элементы остаются неизменными в своих свойствах.

Важно ли для урока РО наличие такого компонента, как группа-лидер, и будет ли существенным упущением его отсутствие в нашем изображении? Появление в классе группы-лидер означает, что учителю удалось построить принятие детьми учебной задачи, если группа-лидер не выявилась, значит, этого не произошло, и мы не можем назвать этот урок уроком РО.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Программа исследования социальной адаптации правополушарно-доминантных детей в младших классах средней школы
Эмпирическую выборку составили 41 учащийся 1-х классов Г. Новомосковска и Тулы с правополушарным типом распределения психических функций. В качестве контрольной группы были взяты 41 учащийся этих же классов с левосторонним типов распределения психических функций. Исследование проводилось в 2005–200 ...

Программа работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада
На основе результатов первичной диагностики нами была разработана программа работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях детского сада. При разработке программы через игровую деятельность нами, прежде всего, учитывались данные психолого- ...

Закономерности развития устной речи у детей в норме
Чтобы понять специфические особенности развития речи у детей с ЗПР, необходимо знать закономерности ее развития в норме. Полноценное развитие речи невозможно без сохранной психологической базы. В своих исследованиях Л.С. Выготский отмечал, что на первых этапах развития сложные психические процессы, ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru