Образование » Социально-педагогическая защита детей-сирот в России

Социально-педагогическая защита детей-сирот в России

Страница 2

В 1920-1925-е гг. вопросом воспитания детей-сирот в России занимался замечательный ученый В.Н. Сорока-Росинский. Он возглавлял школу для трудновоспитуемых им.Ф.М. Достоевского в Петрограде, описание которой вошло в литературу под названием "Республика ШКИД". Основную часть воспитанников составляли беспризорники и сироты, в центре педагогической системы была личность. В.Н. Сорока-Росинский указывал на отрицательное влияние на ребенка постоянного пребывания в коллективе. Это, по его мнению, утомляет, принижает творческую способность. Для разгрузки психического напряжения он предлагал создание в детском доме творческих комнат, где ребенок мог бы уединиться, поразмышлять. В.Н. Сорока-Росинский формулирует принципы новой педагогики коллектива, в основу которой он ставит не принуждение, а самодеятельность, самоуправление, соревнование, самоактивность. Эти принципы стали основными в воспитательной работе детских домов в 20-30-е гг. XX столетия и изменили кардинально ее содержание, формы, методы, средства: акцент ставился на самодеятельности детей.

Начало 1930-х гг. было отмечено новой волной роста беспризорности как следствия разрушения традиционного уклада крестьянской жизни, голода 1932-1933 гг. и репрессий. В этих условиях педагоги, работавшие в детских домах, старались использовать все формы и средства, направленные на формирование у детей честности и трудолюбия. Наиболее распространенная форма воспитания того времени - совет отряда. Дети сами выбирали своих представителей, все вопросы детского управления, трудового воспитания, организации внеклассной работы, проведения праздников, спортивных мероприятий, самообслуживания решал детский совет и выходил на заседание педсовета с просьбой утвердить принятое им решение. В воспитательной работе начинали преобладать авторитарный стиль педагогов, жесткое планирование воспитательной работы и контроль за ее выполнением.

Новый рост беспризорности пришелся на военные и послевоенные годы. Однако данные 1945 г. свидетельствуют, что среди детей, поступивших в дома ребенка и в детские дома, доля тех, чьи родители погибли на фронте или в оккупации, составляла всего около 20%. В числе других причин беспризорности были голод 1946 г., тяжелые материальные условия жизни большинства населения, новая волна репрессий, последовавшая за указами об усилении уголовной ответственности за мелкие хищения. Общая численность детей, оставшихся без присмотра родителей после войны, достигла беспрецедентного уровня - примерно 3 млн. человек.

Формы работы остаются прежними. В содержании воспитательной работы преобладали трудовая деятельность и подготовка детей к самостоятельной жизни.

В начале 1950-х гг. число беспризорных детей уменьшилось. На первый план вышли социальные источники сиротства: невозможность или неспособность родителей содержать и воспитывать детей по причине нужды, болезни, инвалидности или аморального образа жизни. В связи с тем, что большинство воспитанников имели родителей или родственников, было принято решение о сокращении детских домов и строительстве школ-интернатов.

Школа-интернат - общеобразовательное учреждение для постоянного пребывания учащихся, не имеющих необходимых условий для воспитания в семье, а также для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее образовательные программы и учебные планы соответствовали обычным школам, а формы работы - детским домам.

В школах-интернатах учебно-воспитательный процесс основывался на рациональном режиме учения, труда и отдыха. В воспитательной работе широко использовались такие формы, как собрание детей, актив класса (группы), общественное поручение, стенная газета и др. Однако практика показала, что детские дома имели свои преимущества как более открытая форма воспитания, поскольку дети обучались в общеобразовательных школах вместе с детьми из обычных семей, имели более широкие возможности для общения.

В 1950-1960-е гг. педагоги, работавшие в детских домах и школах-интернатах, считали, "что в сложном, многогранном процессе организации детского коллектива важнейшим средством является воспитание в труде". Большое внимание уделялось политическому воспитанию детского коллектива, в котором ведущую роль играла пионерская организация.

Основными направлениями воспитательной работы в 1970-1980-х гг. были идейно-политическое воспитание, общественно полезный и производительный труд, профориентация, нравственное, эстетическое воспитание и физическое развитие детей. Распределение свободного времени учащихся было основано на четком планировании. Воспитательную работу необходимо было расписывать на год или полугодие и конкретизировать на каждый месяц, неделю, день. В свободное от учебных занятий время воспитанники, как правило, включались в активную общественную жизнь коллектива школы-интерната. Основу их деятельности в то время составляло выполнение общественных поручений комсомольской и пионерской организаций и органов ученического самоуправления; занятия, способствовавшие идейно-политическому воспитанию и повышению общей культуры (политинформации, беседы, лекции); чтение художественной литературы, газет и журналов, слушание радио, просмотр телепередач; участие в различных видах общественно полезного труда; участие в кружках и ученических объединениях по интересам; занятия в спортивных секциях, спортивные соревнования, туристские походы, экскурсии, коллективные игры; участие в подготовке и проведении различных культурно-массовых мероприятий (тематические вечера, концерты, олимпиады, коллективные дни рождения). Предлагалось относительно стабильное недельное распределение различных видов деятельности воспитанников во внеучебное время. Например, в понедельник проводилось общее собрание воспитанников, политинформации по классам, работали политические кружки. На вторник планировались спортивные соревнования, работа секций. В среду - заседания советов отрядов, комсомольских бюро, учеба комсомольско-пионерского актива, работа кружков эстетического направления. В четверг - демонстрация художественных фильмов, работа кружков технического творчества, спортивных секций. В пятницу - заседание комитета ВЛКСМ, совета дружины, учкома, кружковые занятия, организованная работа с книгой. В субботу - итоговая традиционная линейка. В один из дней недели проводилась генеральная уборка помещений. Хозяйственным делам время отводилось ежедневно. Считалось, что такое недельное планирование стабилизирует в некоторой степени работу воспитателей и настраивает коллектив детей на участие в конкретных делах, многие из которых становятся традиционными .

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Влияние игры на устную речь ребенка
Развитие игровой деятельности теснейшим образом связано со всем ходом развития ребенка. О возникновении игры можно говорить только после того, как сформировались основные сенсорно-двигательные координации, создающие возможность манипулирования и действий с предметами. Без умения удерживать предмет ...

Познавательная деятельность ученика на уроках математики в начальной школе
Математика – один из обязательных предметов начальных классов. И это не случайно. Признание математики обязательным предметом непосредственно связано с ее ролью в научно-практической деятельности человечества. «Красавицей» называли математику древние индусы, а древние греки – «гимнастикой ума». С р ...

Причины деформации опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста
С позиции физиологических закономерностей осанка ребенка является динамическим стереотипом и в младшем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Неодновременное развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы в этом во ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru