В 1970-е гг. жизнь воспитанников становилась все более регламентированной. Такая "заорганизованность" мешала развитию личности, система воспитания делалась все более авторитарной. Детское самоуправление как форма демократического устройства жизни ученического коллектива во многих интернатных учреждениях превратилось в формальность. Воспитательная работа строилась на принципах коммунистической идейности, партийности и целеустремленности, интерес к индивидуальности воспитанника уходил на второй план.
К началу 1980-х гг. контингент детских домов стал расти. Увеличивалось количество детей, имеющих нарушения в развитии, менялся социальный состав воспитанников. Все это значительно осложняло воспитательную работу в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот. В этот период интернатным учреждениям предлагается взять на вооружение комплексный подход, который требовал взаимодействия идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического воспитания и физического развития подрастающего поколения. Воспитательная работа строилась в полном соответствии с программами, положениями и другими нормативными документами для общеобразовательных школ, в дошкольных группах - с "Программой воспитания в детском саду". Упор делался на единый коллектив: в типовом положении об общеобразовательной школе-интернате указывалось, что различные виды идейно-политической, трудовой, культурно-массовой и физкультурной работы должны опираться на инициативу и самодеятельность воспитанников и осуществляться под руководством педагогов-воспитателей, комитета комсомола, совета пионерской дружины и ученического комитета. На деле же инициатива и самодеятельность воспитанников носила формальный характер.
Начало перестройки в нашей стране в 1990-е гг. связано со сменой государственно-центристского подхода в обеспечении воспитания детей на дето-центристский, когда в центре внимания оказывается не коллективное воспитание гражданина, а индивидуальное развитие личности с учетом потребностей общества.
Для воспитательного процесса детей-сирот в этот период характерно выстраивание многозвеньевой и многофункциональной системы психолого-педагогической и медико-социальной поддержки и защиты их прав.
Успех достигался в тех коллективах, где должное внимание уделялось развитию детского самоуправления, подготовке детей к социальной самозащите, созданию ситуаций свободного выбора, педагогическому регулированию взаимодействия детей разного возраста.
В 1990-х гг. началась активная перестройка воспитательной работы учреждений интернатного типа, направленная на решение задачи социализации каждого ребенка. Ее основными признаками стали демократизация и гуманизация всей жизни. Однако при этом подчеркивалось, что гуманизация режима жизни - это не попустительство и вседозволенность, а такое устройство правил, которое позволяет каждому ребенку наиболее полноценно жить, чувствовать себя защищенным, быть здоровым и развитым. Здесь уместно вспомнить, что А.С. Макаренко считал режим средством, при помощи которого коллектив организует внешние рамки поведения, предоставляя каждому воспитаннику наполнить эти рамки внутренним содержанием.
Основным критерием эффективности воспитательной работы, обоснованности ее целей, задач, направлений и форм становится развитие личности воспитанника; критериями ее результативности - возрастные возможности и отношение к ведущему виду деятельности (для дошкольников это уровень развития игровой деятельности, степень и полнота усвоения простых нравственных норм, характер общения со взрослыми; для младших школьников и подростков - уровень познавательной деятельности, наглядно-образного мышления, широта интересов, уровень общения со сверстниками и взрослыми; для старших подростков - степень ориентации на самостоятельную жизнь, выбор профессии). Сквозной показатель по всем возрастным периодам - способность и интерес детей к проявлению творчества, их самостоятельность и активность во всех видах деятельности.
Подход к организации воспитательной работы должен соответствовать двум основным требованиям: во-первых, обеспечивать наиболее благоприятные условия для нормального физического и умственного (интеллектуального) развития, сохранения здоровья детей; во-вторых, создавать все предпосылки для ритмичной полнокровной жизни детского коллектива.
Многие педагоги, работающие в интернатных учреждениях, отмечают, что важным элементом воспитательной работы является внеурочная деятельность. При регулировании режима свободного времени воспитанников необходимо обеспечивать свободу выбора занятий с учетом их интересов и индивидуальных наклонностей. Структура свободного времени (объем, содержание, способы организации) обусловлена, главным образом, возрастными особенностями детей.
Сущность проблемного обучения
Ввиду большого многообразия педагогических технологий и концепций существуют различные их классификации по тем или иным характерным признакам. Для определения сущности проблемного обучения и установления его характерных особенностей рассмотрим часть из наиболее встречающихся подходов к классификаци ...
Методологические основы методики обучения истории
Вопрос о научном статусе методики обучения истории, равно как и методик других учебных предметов, был в центре активных педагогических дискуссий в 50–80-е гг. прошлого века. Тогда её относили к числу и исторических (А.И.Стражев), и педагогических (П.В.Гора, С.А.Ежова и др.) дисциплин. В современном ...
Педагогические условия и уровни формирования толерантности у младших
школьников
Согласно данным исследований, провидимых в различных институтах наличие постоянных конфликтов среди школьников отмечают 37% преподавателей; грубость и жестокость по отношению к младшим школьникам со стороны старших школьников отмечают 30% учителей; высокий и выше среднего показатель уровня агрессив ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.