Много веков подряд умы ведущих педагогов и психологов занимает вопрос места и роли семьи в обществе, её значение в воспитании подрастающего поколения.
Учёные XIX – н. XX веков ставили под сомнение значение семьи, её устоев, нравственного микроклимата, считая, что для того, чтобы стать добропорядочным человеком, вовсе не нужно расти в семье, можно стать таковым под влиянием людей, которые для тебя авторитетны. В нашей стране многие учёные, напротив, считали и считают, что только семья закладывает основы нравственности, задачей же школы является лишь обучение детей.
К.Д. Ушинский был глубоко убеждён в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Такую возможность человеку может дать только его семья.
Принципиально по-другому решался этот вопрос в нашей стране после революции. Задача формирования человека нового типа требовала «разрыва» с семейным воспитанием.
Однако в эти же годы определяется вторая стратегия по отношению к семейному воспитанию.
Многие педагоги считали необходимым искать и находить положительное в семье, использовать традиции семейного воспитания. «Необходимо, - утверждала это группа педагогов, - использовать в воспитательных целях трудолюбие, теплоту и сердечность семейных взаимоотношений».
Однако, несмотря на существование этой точки зрения, набрала силу тенденция, в соответствии с которой необходимо было вырвать ребёнка из семьи и воспитать его в специально созданных учреждениях школах-коммунах, детских городках и т. п.
В 50-60-е годы эта идея возродилась вновь. Идея создания подростковых коммун была связана с тем, что после войны в стране было огромное количество детей, лишившихся родителей. Им необходимо было дать кров и тепло, еду и возможность почувствовать себя нужными обществу. В 60-х годах В.А. Сухомлинский вступает в отчаянную борьбу с сохранившимся с 30-х годов педагогическим подходом к семейному воспитанию. В своих трудах он писал, что только отец и мать могут быть для ребёнка величайшими авторитетами. «Существует глубокая связь поколений, - писал учёный, - ребёнок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал».
Позиция Сухомлинского была поддержана и подхвачена многими педагогами-энтузиастами, которые доказали, что дети, отторгнутые от семьи в ранние годы, практически всегда развивались односторонне, что нередко приводило к ущербности личности.
Сухомлинский первым в советской педагогике обратился к духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности сопереживания, сочувствия, создания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей. Именно ему принадлежит заслуга определения приоритетов нравственного воспитания ребёнка в семье.
По определению В.А. Сухомлинского, суть процесса нравственного воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника и превращаются в нормы и правила поведения. Главным же образом, ребёнок получает правила культурного поведения из среды, в которой воспитывается, возьмёт пример с тех, кто имеет на него влияние, т.е. с родителей. Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Стать родителем зачастую гораздо проще, чем состояться как родитель. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют своё разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успехов в воспитании детей.
Структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания. Выделяют разные виды педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, организаторская, пропагандистская, управленческ ...
Организация работы по повышению профессиональной квалификации
педагогов
Анализ существующей в МАДОУ детском саду № 37 "Красная шапочка" системы повышения профессиональной квалификации сотрудников показал её существенные недостатки. Уровень квалификации сотрудников учреждения в настоящее время относительно невысок. В наше время дошкольное образовательное учреж ...
Понятие культуры поведения и её компоненты
Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6 -7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих п ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.