Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия даются в семье. Таким образом, можно выстроить следующую иерархию: семья – ребёнок – нравственность – поведение – поступок – семья.
Говоря о нравственном воспитании ребёнка в семье, необходимо чётко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего детства. Исследователь проблем нравственного воспитания детей в семье С.И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств, доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке… Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное желание делать добро, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, трудолюбие».
Это всё – понятия нравственности. Моральное состояние человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:
мотивационно-побудительный;
чувственно-эмоциональный;
рациональный, или умственный;
Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.
Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения.
Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активное участие в своём нравственном развитии, то есть, когда сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными: радость, благодарность, нежность, любовь и т.п. Человеку свойственно также проявлять и отрицательные эмоции: гнев, зависть, злость, обида и .т.п.
Эмоции необходимо облагораживать, воспитывать. Нравственные качества, как, например, отзывчивость, - непосредственно связаны с эмоциями. Эти качества приобретаются человеком в процессе воспитания.
Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные значения - понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Помимо понятий к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.
Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Гармония нравственного мира человека обеспечивается только всеми слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать. «Настоящим человеком становится только тот, - писал В.А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождает страсти и поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания…».
Анализ результатов экспериментальной работы по устранению нарушения
звукопроизношения у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста
1. Оценим, как отразились регулярные занятия с логопедическим массажем на развитии двигательной функции артикуляционного аппарата и мимической моторики. Представим данные наглядно по экспериментальной группе на рисунке № 5. Таблица №5 Исследование состояния мимической мускулатуры в покое и динамике ...
Калькуляция образовательных
платных услуг
В данном параграфе мы проведем расчет образовательных платных услуг. Вначале рассмотрим методику расчета стоимости этих услуг. Расчёт стоимости дополнительных платных услуг производится в МАДОУ, согласно принятому Собранием депутатов Первоуральска положению № 310 от 29.03.2012г." О порядке уст ...
Реакции родителей на рождение ребенка с нарушением слуха
Обнаружение у ребенка нарушения слуха при рождении или в первые месяцы жизни обычно вызывает у родителей стрессовое состояние, так как изменяются планы, связанные с рождением ребенка, и представление обо всей дальнейшей жизни. В этой ситуации, как отмечают А.А. Сагдуллаев (1990), М.М. Семаго (1991) ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.