Специально проведенные исследования влияния, оказываемого разными формами общения учителя на детей, показали, что строго регламентированное общение, основанное на четких правилах, приводит к возможности успешно справляться с задачами фронтального общения, но потеряться в ситуациях диадического общения. Наблюдается и обратный вариант коммуникативной односторонности: воспитатель, учитель успешно общается с отдельными учениками, но обнаруживает несостоятельность в ситуациях фронтального общения, особенно когда "содержанием" общения является не тот или иной учебно-предметный материал, а личностные и социально-психологические проблемы. Эти виды педагогического общения опираются на различные способности учителя .
Значимое место в профессиональном общении воспитателя, учителя занимает педагогическая оценка. И не случайно. Важны и разнообразны выполняемые ею функции. В числе таковых, прежде всего, - образовательная, "ориентирующая" и воспитательная, "стимулирующая" (Б.Г. Ананьев). Ориентирующая функция оценки заключается в том, что педагог посредством оценки ориентирует ученика в уровне его знаний и результатах его деятельности. Стимулирующая предполагает воздействие на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений.
В оценочном общении педагогов встречаются и воздействия угнетающего характера (оценки посредством угрозы, крика, насмешки, иронии и т.п.). Они подтачивают веру ребенка в себя, самоуважение, снижают его самооценку, активность, ведут к "холоду", психологическому барьеру во взаимоотношениях между воспитателем и ребенком. Оценивая детей, воспитатели порой дают им и предвосхищаемую оценку - как положительную, так и отрицательную.
Исследования, проведенные на кафедре общей и детской психологии БГПУ им.М. Танка показывают, что воспитатели, работающие с детьми переходного к школе возраста, чаще прибегают к ориентирующим и стимулирующим оценкам (см. Таблица 1).
Таблица 1.
Использование педагогами детского сада и школы оценочного общения
Виды оценок |
Воспитатель | |
абс. зн. |
% | |
1. Ориентирующие оценки |
1305 |
57,5 |
2. Стимулирующие оценки |
730 |
32,2 |
3. Угнетающие оценки |
45 |
2 |
4. Косвенные оценки посредством кукольных, литературных персонажей |
23 |
1 |
5. Отсутствие оценки |
47 |
2,1 |
6. Награждение реальными или воображаемыми предметами |
33 |
1,4 |
7. Привлечение детей к оценке деятельности сверстников |
80 |
3,5 |
8. Предвосхищающая положительная оценка |
4 |
0,2 |
Значение игровых технологий в обучении детей младшего школьного возраста
Некоторые исследователи считают, что не только содержание, но и вообще склонность к игровой деятельности зависит от социальной ситуации. В педагогической психологии считается, что игра — деятельность именно дошкольного возраста. В. Москвичев в статье «Возможности развития ролевой игры» оспаривает э ...
Внеклассная работа как категория обучения биологии
Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Знания и умения по биологии, приобретаемые учащимися на уроках, лабораторных занятиях, экскурсиях и других формах учебной работы, ...
Понятие творчества
В психолого-педагогической литературе значение творчества в педагогической деятельности - неоспоримый факт. При характеристике данного феномена следует ориентироваться на устоявшееся в литературе понимание творчества в широком и узком смысле. "Творчество - в прямом смысле - есть созидание ново ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.