Преподаватель всегда должен считаться с этим и проявлять осторожность и точность в выражении различных понятий, относящихся к учебному процессу и, в особенности, непосредственно к работе студентов.
Возвращаясь к разговору о графике самостоятельной работы студентов, надо отметить, что именно составление графика содействует правильному использованию дней самостоятельной работы. Однако сам по себе график еще не гарантирует успеха работы. Для его выполнения и рационального использования дней самостоятельной работы нужны определенные условия. В первую очередь для каждого студента должно быть подготовлено рабочее место в библиотеке, учебном кабинете, лаборатории, чертежном зале, зале проектирования.
Опыт работы наших передовых вузов говорит о необходимости сосредоточения расчетно-графических, проектных и некоторых других работ в стенах вуза, где студент может иметь свое оборудованное рабочее место. Студентам должна быть предоставлена возможность пользоваться справочниками, руководствами, вычислительными приборами и устройствами и т. п. Если в вузе нет условий для сосредоточенной работы студентов, целесообразнее временно воздержаться от выделения дня самостоятельной работы, так как к нему создается нерабочее отношение, которое может сказаться и в будущем, при изменении условий работы.
Основой для самостоятельной работы является соответствующий научно-теоретический курс, а точнее — весь комплекс полученных студентом знаний. Перед началом работы дается специальное пояснение к ее выполнению - определяются требования, указываются источники и пособия, характеризуется наиболее рациональная методика самостоятельной работы; нередко демонстрируются ранее выполненные студентами работы и т.п. Во многих высших учебных заведениях в начале учебного года на каждом факультете читаются лекции о методике самостоятельной работы, а также о гигиене умственного труда с учетом не только общих, но и специфических условий учебной работы в данном высшем учебном заведении.
В зале проектирования, в чертежном зале руководитель имеет возможность знакомиться с ходом выполнения работ и давать в необходимых случаях педагогически оправданные указания, всячески поощряя широкую вариантность, творческий самостоятельный подход к решению поставленных задач и обращая особое внимание на точность результатов (естественно, за исключением тех случаев, когда эта точность не требуется заданием). Советы преподавателя одному студенту, как правило, бывают полезны и для других студентов, работающих в зале и обычно прислушивающихся к объяснениям преподавателя.
Часто наиболее ценные указания преподавателя, в особенности, касающиеся принципиально новых решений тех или иных научно-. технических вопросов, вызывают своеобразную беседу в дискуссионной форме. Тогда студенты прекращают работу и принимают активное участие в беседе. Такие беседы представляют исключительную педагогическую ценность, но они возможны, главным образом, в условиях совместной работы студентов в проектном зале, в лаборатории.
Замечательным мастером подобных бесед в МГТУ (тогда ещё Московском высшем техническом училище) им. Н.Э. Баумана был профессор М.А. Саверин, руководивший кафедрой деталей машин. Он ежегодно брал на себя руководство курсовым проектированием группы студентов. В дни его консультаций мало кто из студентов работал над своим проектом, все они, как правило, слушали М.А. Саверина, хотя большинство не являлось его студентами.
Содержание и организация процесса сопровождения
То, что учить разных детей одинаково нельзя - истина, известная каждому педагогу. Но всегда ли удаётся реализовать её в повседневной работе с детьми. Есть ли у вас в классе одарённые дети? Как их выявить? Как учить? Что считать одарённостью? По мнению ученых, количество явно или неявно одарённых де ...
Понятие творчества
В психолого-педагогической литературе значение творчества в педагогической деятельности - неоспоримый факт. При характеристике данного феномена следует ориентироваться на устоявшееся в литературе понимание творчества в широком и узком смысле. "Творчество - в прямом смысле - есть созидание ново ...
Развивающая система обучения информатике
Что такое развивающая система обучения информатики? В чем инновационный подход к проектированию этой системы? Всякое обучение есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным. Проблема в другом: как понимать личность, где искать исто ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.