Образование » Влияние самооценки младшего школьника на социальный статус ребенка » Самооценка: понятие, сущность, виды

Самооценка: понятие, сущность, виды

Страница 1

Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоциональным компонентом.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. в кратком психологическом словаре дают следующее определение самооценке:

Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образом, эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и так далее. Это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимопонимание с людьми.

У Дубровиной понятие самооценки состоит в следующем:

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.

Самооценка зависит и от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим.

Когда говорят о самооценке того или иного человека, как правило, подчеркивают ее результат: высокая или низкая, адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная.

Важной основой самооценки являются принятые в обществе социальные и нравственные нормы, традиции и обычаи. Согласно К. Роджерсу, высокая, «забегающая вперед» реальных возможностей личности самооценка необходима для личностного роста.

Именно при наличии высокой самооценки возможно реальное понимание ситуации, себя и окружающих людей. Поведение такого человека отличает слитность субъективного и реального.

В структуре самооценки психологами выделяют два компонента: когнитивный – знание о себе, доводы, анализ, сравнение, синтез, суждение, умозаключение и эмоциональный – отношение к себе, удовлетворенность, раскаяние, одобрение.

Высокая самооценка прямо связана с достаточно низкой тревожностью. Самооценка – основной структурный компонент самосознания личности. Она играет важную роль в саморегуляции и самовоспитании.

Различают общую и частную самооценку. У ребенка младшего школьного возраста общая самооценка находится в процессе формирования, она еще не устоялась и подвержена любому влиянию. Поэтому дети этого возраста нуждаются в постоянном одобрении, в подтверждении, что в принципе он хороший и достоин любви. Например, данные современных психологических исследований показывают, что положительная самооценка ребенка играет значительно большую роль в успешном обучении, чем уровень его умственного развития. Ребенок с положительной самооценкой готов рисковать и пробовать снова и снова, поскольку он верит в себя.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Традиции использования фантазии, образов и сказочных текстов в процессе обучения младших школьников
Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения. Сказка получила свое название от слова сказ. Сказ – это устный рассказ, повествовани ...

Механизм психологического воздействия непредметного рисования на ребенка
Символический язык рисования и изобразительного искусства в целом наиболее подходит для выражения содержаний, того, что классики психоанализа называли личным и коллективным бессознательным. Очевидно, что данные идеи отражают неклинические аспекты аналитической психологии и психоанализа, связанные с ...

Методика «Диагностика экологических знаний дошкольников»
Задание 1 (проводится индивидуально с каждым ребенком) Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных. Оборудование. Три большие карты, первая разделена натри части (хозяйственный двор лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви д ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru