Содержанием оценки является определение качества целей, условий, процесса, результатов образовательных услуг субъектами оценки (различными потребителями) в соответствии с выбором объекта оценки. В качестве субъектов оценки качества образовательных услуг выступают потребители услуг (представители местного сообщества и общественных организаций, работодатели, представители бизнеса и профессиональных сообществ, обучающиеся и их представители (родители).
Объектом оценки качества образовательных услуг может быть все, что входит в сферу этих услуг и, так или иначе, влияет на качество их осуществления. В качестве объектов оценки выступают: миссия, цели и стратегия образовательного учреждения; образовательные и воспитательные программы; образовательная среда и уклад; проекты и программы инновационной и экспериментальной деятельности; деятельность педагогических работников (в комплексе или индивидуально); результаты образовательных услуг.
Оценка может производиться на различных стадиях процесса проектирования и производства образовательных услуг (табл. 1).
Таблица 1 - Структура процесса оценки качества образовательных услуг с участием потребителей
Этапы |
Проектирования (образовательных услуг, образовательных программ, программ развития) |
Оказания образовательных услуг (реализации программ) |
Рефлексивный (итоговый) и «пост-обучения» |
Цели |
Установление потребительских требований к условиям и результатам услуг, определение показателей качества для фиксации в нормативных документах |
Определяются фактические значения показателей качества по результатам контроля, оценивается уровень качества и принимаются соответствующие решения по управлению качеством. |
Оценивается уровень качества результатов для принятия управляющих решений, направленные на развитие образовательных услуг |
Субъекты оценки |
Представители всех заинтересованных сторон: обучающиеся и их представители, работодатели, представители общественности и местного самоуправления, работники ОУ и др. |
Обучающиеся (максимально, на всех стадиях и этапах); работодатели, члены профессиональных ассоциаций, привлеченные для участия в педагогическом процессе, практике, аттестации |
Представители работодателей, профессиональных сообществ, участвующих в учебном процессе, практике, стажировке, итоговой аттестации. Молодые специалисты |
Критерии оценки |
Соответствие замыслов и проектов развития (новых услуг) социально-профессиональному контексту, потребностям заинтересованных сторон |
Соответствие ожиданиям потребителей. Изменения в уровне развития профессиональных и личностных компетенций |
Уровень развития профессиональных и личностных компетенций. Соответствие результатов социально-профессиональному контексту, потребностям заинтересованных сторон |
Ведущие методы и формы |
Различные формы и методы открытых обсуждений, общественная экспертиза, общественные слушания, ОДИ, опросы общественного мнения, фокус-группы, семинары, тематические группы, консультации |
Общественно-профессиональная аттестация, рефлексия, аутентичные способы оценивания. Ассесмент-центр, опросы, наблюдения, тестирование, метод проектов, устное собеседование, кейсы или проблемно-ориентированные задания |
Общественно-профессиональная экспертиза. Независимая сертификации профессиональных компетенций. Анкетирование, структурированные интервью или устные опросы |
Главный показатель качества объекта оценки – это соответствие объекта своему назначению, т.е. целесообразность. На основании структуры объекта оценки выделяются показатели, строится и ранжируется их иерархическая система. Уровень качества образовательных услуг можно охарактеризовать совокупностью единичных и (или) комплексных показателей. Сравнив их с показателями, разработанными потребителями, в зависимости от цели оценки, можно сделать выводы:
- качество оцениваемых образовательных услуг выше или ниже, или на уровне базового значения;
- качество образовательных услуг соответствует или не соответствует установленным потребительским требованиям.
В качестве ведущих методов и форм выступают: общественная экспертиза, проектная деятельность, социальные практики, организационно-деятельностные игры, событийная деятельность, социальные инициативы конкурсы, рефлексия.
Правила организации занятий гимнастикой с детьми, имеющими нарушение осанки
Наиболее часто встречающаяся рекомендация – проводить занятия групповым методом по 10-15 человек. Наиболее распространен в работе с дошкольниками метод: игровой. Для комплектования групп обязательно учитывается вид нарушения осанки и возраст ребенка. Так, для дошкольников возрастной шаг не должен п ...
Принципы воспитания в истории педагогики
Принципы воспитания – это основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают уровень развития общества, его нужды и требования к формированию конкретного типа личности. Таким образом, принципы воспитания представляют собой историческую категорию: на разных этапах разви ...
Ушинский – основоположник научной педагогики
Мировую славу русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871). Прожил он недолгую, но удивительно плодотворную жизнь. Великий русский педагог – демократ, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России, автор выдающихся трудов «Человек, как предмет воспита ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.